педагог-исследователь по предмету химия
КГУ «Гимназия №6» акимата города Нур-Султан
Жаппарова Гульнара Абдисеитовна
Картирование мышления характерно для века космических исследований и компьютеризации так же, как линейно структурированные конспекты – для Средневековья и последующего века промышленности
Тони Бьюзен
На сегодняшний день главной целью современного образования является формирование творческой и активной личности учащегося.Современный школьник должен уметь самостоятельно приобретать знания, применяя их на практике для решения многообразных проблем; работать с разного рода информацией, уметь анализировать, обобщать; вместе с тем, самостоятельно и нестандартно мыслить, находитьоптимально рациональные пути в решении поставленных задач. Главной задачей педагога в данном направлении является вовлечение учащихся в инициативную творческую деятельность, где участники образовательного процесса взаимодействуют между собой, создают результативные конструктивные диалоги, в результате чего самостоятельно получают знания. Современные педагогические цифровые технологиив условиях реализации проектного и ориентированного образования не представляются без деятельного применения педагогического инструментария, а именно решение исследовательских и проектных задач, моделирование реально выполнимых действий на платформах сети.
Эффективное использование мозга — вот к чему стремился Тони Бьюзен. Изучая психологию, нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и общие науки, Тони Бьюзен пришел к промежуточному заключению: производительность мозга можно увеличить, сохранив его эффективность, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно.
Оптимальным инструментом для реализации процесса мышления и структурирования информации выступают ментальные карты. Ментальные карты дают возможность сделать процесс работы с информацией эффективнее, это значит, перевести информацию, в каком бы виде она ни была, в форму, в которой с ней было бы легко работать. Кроме того, создание карт мышления – это эффективная технология, которая повышаетрезультативность работы в несколько раз. Вместе с тем, карты понятий привлекают «живые мысли», находящиеся за скучным текстом, кроме того,создаютсяв качестве инструмента для создания новых идей. Поскольку память и креативность являются сторонами одного процесса: память отражает прошлое, а креативность формирует будущее.
Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. От центрального образа во все
направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект–карте расти беспредельно и постоянно дополняться. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Интеллект-карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются ментальные карты.
Ментальные карты (интеллект-карты, карты ума, карты памяти, MindMaps) используют, в основном, для планирования какого-либо рода деятельности: составления списков дел, разработки проектов разной сложности, при разработке презентации, эффективного общения, развития интеллектуальных способностей, решения личных проблем, для мозговых штурмов и т.д.
Ментальная карта (майндмэппинг (mindmapping) – «это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи», «это одна из технологий работы с информацией, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем».
В пользу методики «ментальных карт» говорит и то, что это метод целостного мышления. Как известно, за логическое мышление отвечает левое полушарие мозга. Следовательно, при ведении классических линейных записей будет активизировано именно оно. Зато правое, отвечающее за творчество и образное мышление, будет отдыхать. Но метод майндмэппинга позволяет одновременно задействовать оба. Это и означает целостность мышления.
Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, конспектированию книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих задач, проведении тренингов.
Ментальные карты, или карты памяти, активно используются мною в практике. Перечислю лишь некоторые сферы их применения:
- краткое изложение проблемы;
- выявление знаний;
- выявление концепций, взаимодействий иерархий из анализа источников;
- генерирование новых знаний;
- трансформация скрытых знаний в явные структурированные;
- сохранение данных в ассоциативных связях;
- моделирование совместных групповых знаний;
- обмен мнениями по прогнозам, тенденциям в рабочих группах;
- способ запоминания при изучении тех или иных явлений;
- глубокое освоение материала;
- коллективное развитие идей;
- мозговой штурм (брейнсторминг);
- анализ структуры комплексных идей;
- выстраивание цепочек аргументации, выявление нарушения аргументационной логики (ошибки, разрывы, пропуски и т.п.);
- изучение механизмов познания;
- обучение ораторскому искусству.
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.
Опыт показывает, что ментальные карты можно широко использовать при разработке плана проведения занятия. Составление ментальной карты позволяет увидеть лимит времени, видеть запас и возможные изменения хода выполнения работы, отбирать задания и их последовательность.
Ментальные карты рисуются на листах бумаги, при этом используются цветные карандаши и фломастеры, либо на компьютере, при этом используются такие программы, как Microsoft Word, Mind Master, Mind Maps, Microsoft Power Point.
Построение карты начинается с центрального образа (основная идея, проблема, объект внимания (изучения): в центре листа размещается центральный образ. Это может быть рисунок или геометрическая фигура. Он должен быть подписан. Подпись — это название исследуемой темы, концепта, идеи, проекта. К центральному образу крепятся ветви главных идей. Их может быть сколько угодно. Обычно от двух до десяти. К главным ветвям добавляют ветви подчиненных идей, ассоциативно связанные с главными идеями и детализирующие их. К подчиненным идеям добавляют идеи более низкого уровня с еще большей детализацией и т.д. Линии идей обычно имеют на карте разную толщину, обязательно подписываются и снабжаются рисунками. При составлении ментальной карты рекомендуют использовать разные шрифты, цвет, размер [образцы ментальных карт приведены в приложении].
Составление ментальной карты сводится к следующим основным процедурам: выбирается базовая идея как объект изучения и выражается в центральном образе-слове. Этот образ рассматривается как базовая тема, в которую как элементы её структуры входят темы более низкого уровня.
Важно помнить, что в основе построения ментальной карты лежит не структурирование, а ассоциирование. Структурирование в майндмэппинге возникает как результат работы вашего ассоциативного мышления. Как говорится, все начинается с чистого листа.
Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме. Если же этого не получилось, то есть смысл продолжить анализ и ассоциативный ряд. Иногда для этого необходимо уделить больше внимания какой-либо одной отдельной ветке, которая вышла не очень красиво, а значит, и является слабым звеном.
Алгоритм построения ментальной карты можно представить в следующем виде:
- «мозговой штурм»;
- групповая дискуссия;
- группировка понятий по общему признаку;
- структуризация полученных результатов;
- визуальное оформление ментальной карты.
- создание ясных и понятных конспектов лекций;
- максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
- написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.
- подготовка к экзаменам;
- запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
Выступление и презентация
- вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
- проведение деловых встреч и переговоров.
Таймменеджмент и планирование
- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
- разработка сложных проектов: нового бизнеса,…
Мозговой штурм (brainstorming)
- генерация новых идей, творчество;
- коллективное решение сложных задач.
Четкое видение проблем и принятие решений
- четкое видение всех «за» и «против»;
- более взвешенное и продуманное решение.
Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи:
Возможности для учителя:
- выявление интеллектуального и творческого потенциала группы;
- выявление умения учащихся анализировать и синтезировать проработанную информацию, строить семантические (причинно-следственные) связи;
- построение карты начинается в самом начале учебного занятия, исходя из имеющегося у учеников потенциала знаний и опыта;
- на момент окончания урока или мероприятия карта дополняется (расширяется, разрастается, углубляется), обрастает конкретными фактами.Это позволяет учителю дать объективную оценку работе учащихся, оценить результативность работы..
Возможности для ученика:
- выявление слабых мест, пробелов, «белых пятен» в знании учебного предмета;
- умение самостоятельно работать с учебным и справочным материалами;
- адаптация к новым условиям сдачи итоговой аттестации в постоянно сменяющемся формате;
- развитие интеллекта, пространственного мышления, уверенности в своих силах и способностях, познавательнойэнегичности и активности.
Ожидаемый результат выработки навыков ФГ у учащихся
в ходе использования ментальных карт:
Навыки освоения и познания | Классы |
Составлять ментальные карты, применяя план ответов (любая тема согласно учебной программе.) Составлять рассказ по ментальные карты на основе самостоятельной работы с учебным материалом. Создание ассоциаций. Умение подобрать картинки к веточкам –семантическим связям. Находить связи по ключевым вопросам: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? почему? для чего? а это того стоило? | 7
7 |
Выделять в тексте учебника главные содержательные направления, находить или создавать ключевые слова, выделять связи, составлять ментальные карты на основе кратких планов | 7-8 |
Составлять ментальные карты согласно сложному материалу на основе развернутого плана. Составлять ментальные карты на основе работы с различными учебными пособиями, предварительно проведя анализ учебного материала. | 8-9-10
10-11 |
Составлять обобщающие ментальные карты по темам. Составлять ментальные карты на основе работы с дополнительными источниками информации | 8-9-10 9-10-11 |