Home » статьи » Ментальные карты как инструмент развития функциональной грамотности учащихся по предмету Химия

Ментальные карты как инструмент развития функциональной грамотности учащихся по предмету Химия

педагог-исследователь по предмету химия
КГУ «Гимназия №6» акимата города Нур-Султан
Жаппарова Гульнара Абдисеитовна 

Картирование мышления характерно для века космических исследований и компьютеризации так же, как линейно структурированные конспекты – для Средневековья и последующего века промышленности
Тони Бьюзен

На сегодняшний день главной целью современного образования является формирование творческой и активной личности учащегося.Современный школьник должен уметь самостоятельно приобретать знания, применяя их на практике для решения многообразных проблем; работать с разного рода информацией, уметь анализировать, обобщать; вместе с тем, самостоятельно и нестандартно мыслить, находитьоптимально рациональные пути в решении поставленных задач. Главной задачей педагога в данном направлении является вовлечение учащихся в инициативную творческую деятельность, где участники образовательного процесса взаимодействуют между собой, создают результативные конструктивные диалоги, в результате чего самостоятельно получают знания. Современные педагогические цифровые технологиив условиях реализации проектного и ориентированного образования не представляются без деятельного применения педагогического инструментария, а именно решение исследовательских и проектных задач, моделирование реально выполнимых действий на платформах сети.

Эффективное использование мозга — вот к чему стремился Тони Бьюзен. Изучая психологию, нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и общие науки, Тони Бьюзен пришел к промежуточному заключению: производительность мозга можно увеличить, сохранив его эффективность, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно.

Оптимальным инструментом для реализации процесса мышления и структурирования информации выступают ментальные карты. Ментальные карты дают возможность сделать процесс работы с информацией эффективнее, это значит, перевести информацию, в каком бы виде она ни была, в форму, в которой с ней было бы легко работать. Кроме того, создание карт мышления – это эффективная технология, которая повышаетрезультативность работы в несколько раз. Вместе с тем, карты понятий привлекают «живые мысли», находящиеся за скучным текстом, кроме того,создаютсяв качестве инструмента для создания новых идей. Поскольку память и креативность являются сторонами одного процесса: память отражает прошлое, а креативность формирует будущее.

Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. От центрального образа во все

направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект–карте расти беспредельно и постоянно дополняться. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость  возможностей  мозга.  Интеллект-карты  используются  для  создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме  являются ментальные карты.

Ментальные карты (интеллект-карты, карты ума, карты памяти, MindMaps) используют, в основном, для планирования какого-либо рода деятельности: составления списков дел, разработки проектов разной сложности, при разработке презентации, эффективного общения, развития интеллектуальных способностей, решения личных проблем, для мозговых штурмов и т.д.

Ментальная карта (майндмэппинг (mindmapping) – «это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи», «это одна из технологий работы с информацией, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем».

В пользу методики «ментальных карт» говорит и то, что это метод целостного мышления. Как известно, за логическое мышление отвечает левое полушарие мозга. Следовательно, при ведении классических линейных записей будет активизировано именно оно. Зато правое, отвечающее за творчество и образное мышление, будет отдыхать. Но метод  майндмэппинга позволяет одновременно задействовать оба. Это и означает целостность мышления.

Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, конспектированию книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих задач, проведении тренингов.

Ментальные карты, или карты памяти, активно используются мною в практике. Перечислю лишь некоторые сферы их применения:

  • краткое изложение проблемы;
  • выявление знаний;
  • выявление концепций, взаимодействий иерархий из анализа источников;
  • генерирование новых знаний;
  • трансформация скрытых знаний в явные структурированные;
  • сохранение данных в ассоциативных связях;
  • моделирование совместных групповых знаний;
  • обмен мнениями по прогнозам, тенденциям в рабочих группах;
  • способ запоминания при изучении тех или иных явлений;
  • глубокое освоение материала;
  • коллективное развитие идей;
  • мозговой штурм (брейнсторминг);
  • анализ структуры комплексных идей;
  • выстраивание цепочек аргументации, выявление нарушения аргументационной логики (ошибки, разрывы, пропуски и т.п.);
  • изучение механизмов познания;
  • обучение ораторскому искусству.

Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Опыт показывает, что ментальные карты можно широко использовать при разработке плана проведения занятия. Составление ментальной карты позволяет увидеть лимит времени, видеть запас и возможные изменения хода выполнения работы, отбирать задания и их последовательность.

Ментальные карты рисуются на листах бумаги, при этом используются цветные карандаши и фломастеры, либо на компьютере, при этом используются такие программы, как  Microsoft Word, Mind Master, Mind Maps, Microsoft Power Point.

Построение карты начинается с центрального образа (основная  идея,  проблема,  объект  внимания  (изучения): в центре листа размещается цен­тральный образ. Это может быть рисунок или геометрическая фигура. Он должен быть подписан. Подпись — это название исследуемой темы, концепта, идеи, проекта. К центральному образу крепятся ветви главных идей. Их может быть сколько угодно. Обычно от двух до десяти. К главным ветвям добавляют ветви подчиненных идей, ассоциативно связанные с главными идеями и детализирующие их. К подчиненным идеям добавляют идеи более низкого уров­ня с еще большей детализацией и т.д. Линии идей обычно имеют на карте разную толщину, обяза­тельно подписываются и снабжаются рисунками. При составлении ментальной карты рекомендуют использовать разные шрифты, цвет, размер [образцы ментальных карт приведены в приложении].

Составление ментальной карты сводится к следующим основным процедурам: выбирается базовая идея как объект изучения и выражается в центральном образе-слове. Этот образ рассматривается как базовая тема, в которую как элементы её структуры входят темы более низкого уровня.

Важно помнить, что в основе построения ментальной карты лежит не структурирование, а ассоциирование. Структурирование в майндмэппинге возникает  как результат работы вашего ассоциативного мышления. Как говорится, все начинается с чистого листа.

Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме. Если же этого не получилось, то есть смысл продолжить анализ и ассоциативный ряд. Иногда для этого необходимо уделить больше внимания какой-либо одной отдельной ветке, которая вышла не очень красиво, а значит, и является слабым звеном.

Алгоритм построения ментальной карты можно представить в следующем виде:

  • «мозговой штурм»;
  • групповая дискуссия;
  • группировка понятий по общему признаку;
  • структуризация полученных результатов;
  • визуальное оформление ментальной карты.

Обучение

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание

  • подготовка к экзаменам;
  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…

Выступление и презентация

  • вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
  • проведение деловых встреч и переговоров.

Таймменеджмент и планирование

  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
  • разработка сложных проектов: нового бизнеса,…

Мозговой штурм (brainstorming)

  • генерация новых идей, творчество;
  • коллективное решение сложных задач.

Четкое видение проблем и принятие решений

  • четкое видение всех «за» и «против»;
  • более взвешенное и продуманное решение.

Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи:

Возможности для учителя:

  • выявление интеллектуального и творческого потенциала группы;
  • выявление умения учащихся анализировать и синтезировать проработанную информацию, строить семантические (причинно-следственные) связи;
  • построение карты начинается в самом начале учебного занятия, исходя из имеющегося у учеников потенциала знаний и опыта;
  • на момент окончания урока или мероприятия карта дополняется (расширяется, разрастается, углубляется), обрастает конкретными фактами.Это позволяет учителю дать объективную оценку работе учащихся, оценить результативность работы..

Возможности для ученика:

  • выявление слабых мест, пробелов, «белых пятен»  в  знании  учебного  предмета;
  • умение самостоятельно  работать  с  учебным  и  справочным  материалами;
  • адаптация к  новым  условиям  сдачи  итоговой  аттестации   в  постоянно сменяющемся формате;
  • развитие интеллекта,  пространственного  мышления,  уверенности  в  своих  силах  и  способностях,  познавательнойэнегичности и активности.

Ожидаемый результат выработки навыков ФГ у учащихся

в ходе использования ментальных карт:

 

Навыки освоения и познанияКлассы
Составлять ментальные карты, применяя план ответов (любая тема согласно учебной программе.)

Составлять рассказ по ментальные карты  на основе самостоятельной работы с учебным материалом.

Создание ассоциаций. Умение подобрать картинки к веточкам –семантическим связям.

Находить связи по ключевым вопросам: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? почему? для чего? а это того стоило?

7

 

7

Выделять в тексте учебника главные содержательные направления, находить или создавать ключевые слова, выделять связи, составлять ментальные карты на основе кратких планов7-8
Составлять ментальные карты согласно сложному материалу на основе развернутого плана.

Составлять ментальные карты на основе работы с различными учебными пособиями, предварительно проведя анализ учебного материала.

8-9-10

 

10-11

Составлять  обобщающие ментальные карты по темам.

Составлять  ментальные карты на основе работы с дополнительными источниками информации

8-9-10

9-10-11

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*