Абдуллаева Севара Муратхановна
Воспитатель
ТОО детский сад «Жамалай ана»
г. Шымкент
(Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений)
Цель: Приобщать детей к активной умственной деятельности и решению любой задачи.
Задачи: В области «Познавательное развитие»:
— Упражнять порядковый счет в пределах 7, соотносить цифры с количеством предметов;
— Упражнять порядковый счет, умение отвечать на вопрос: «Какая/ какой/ какие по счету?»;
— Обучать детей ориентировке в последовательности дней недели;
— Продолжать формировать навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги;
— Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.
В области «Социально-коммуникативное развитие»:
— Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать на вопросы, прислушиваться к мнению других детей, обосновывать правильный ответ.
В области «Речевое развитие»:
— Активизация словаря: дни недели, порядковый счет, числовой ряд,
— Закрепить названия цифр, направлений слева, справа.
В области «Физическое развитие»:
— Сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Форма организации: фронтально
Категория возраста: дети 5-6 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: ёжики с яблоками на спинке, картинки с корзинками с ягодами, фруктами,овощами, листы с геометрическими фигурами, цифры до 10, знаки больше, меньше, равно.
Раздаточный материал: листы цветного картона, цифры, картинки для ковра, домики состав числа 5.
Ход занятия:
«Круг радости»
Куанамын менде,
Қуанасың сенде
Қуанамыз, достарым,
Арайлап атқан күнге.
Организационный момент:
Игра «Найди нужную цифру». Воспитатель обращает внимание детей на ёжиков, которые лежат на столе, на спинках разное количество яблок.
— Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал? (ёжики).
— Что у ёжиков на спине? (яблоки).
— Как вы думаете, куда они несут яблоки? (в норку).
— Возьмите в руки по ёжику, посчитайте, сколько яблок на спинке несёт ваш ёжик? (дети считают и называют число).
— На столах лежат цифры, найдите ту цифру, которая соответствует количеству яблок (дети садятся за столы). Давайте посмотрим, все ли справились с заданием?
Воспитатель: Дети сейчас математика. Что мы изучаем на уроке математики? Давайте посчитаем от 1 до 10 и обратно. (дается еще несколько вопросов для повторения) Игра «Какое число пропало»
Дидактическая игра день и ночь. Прячу одно число дети отгадывают, затем выходит один ребенок и находит соседей этого числа.
— Дети, посмотрите на картинку, кто это? (Маша) А из какой сказки она к нам пришла? (из сказки Маша и Медведь)
— Да, действительно, эта сказка называется Маша и медведь. Давайте вспомним, о чем сказка: «Пошла как-то Маша в лес за грибами да ягодами и заблудилась. Так она и попала в дом к медведю, но он не хотел отпускать Машеньку и попросил погостить у него одну неделю.
— А кто скажет, сколько дней в недели? Назовите все дни недели по порядку.
— Какой день недели следует после понедельника?
— Какой день недели перед четвергом? Какой день недели идет после вторника?
— Прошла неделя, решила Маша, что пора ей возвращаться домой. Но медведь сказал, что отпустит Машу после того, как выполнит она его задания. Маша согласилась. Давайте поможем Машеньке справится с заданиями! А первое задание такое – «Собрать лесной ковер» да чтобы узор был расположен так, как пожелал медведь, поможем Маше?
Ориентировка в пространстве «Составить узор на ковре».
— Посмотрите у вас на столах лежат зеленые ковры и предметы из которых будет состоять узор, что это (грибок, цветок, пенёк, бабочка, елочка)
— Какое их количество? (5) Я буду зачитывать письмо медведя с нужным расположением, а вы на своем ковре располагайте их правильно.
В правом верхнем углу – грибок. В левом нижнем углу – цветок. В правом нижнем углу – пенек. В левом верхнем углу – бабочка. Посередине – зеленая елочка.
— А теперь сравните с Машиным ковром, у вас такой же узор получился? Молодцы с первым заданием вы справились. Приступим к следующему заданию? У Медведя улетели пчелки. Медведь попросил Машу заселить эти пчелки по домикам. Здесь есть 5 домиков, в каждом домике есть окошки, на эти окошки мы должны заселить пчелок и составить числа 2, 3, 4 у доски. Число 5 составьте с парами вместе.
Физкультминутка: «Над буфетом, под пакетом 10 тараканов»
Над буфетом, под пакетом 10 тараканов
1 шустрый таракан убежал к тебе в карман
Над буфетом, под пакетом 9 тараканов
1 шустрый таракан убежал к тебе в карман…
Дети, а теперь послушайте третье задание. Медведь захотел большой пирог и попросил Машу испечь ему пирожков с разной начинкой. Маша ему говорит: «Принеси ягод мне, а я и испеку!». Принес медведь Маше корзинку, да не одну.
— Давайте посчитаем, сколько всего корзин принес медведь? (один выходит к доске и считает). (6) Какая по счету корзинка с Грушами? Малиной? Грибами? Земляникой? Вишней? Яблоками? (один выходит и считает (5 – пятая корзина с вишней)
— Дети, вы согласны? Все ли правильно посчитали? Молодцы вы помогли Маше.
— Пирожки Маша испекла, и вот собрались они в дорогу. Но в дороге они увидели живые грибочки с цифрами. Медведь попросил Маше построить забор из живых чисел. Давайте поможем Маше и превратимся в живых чисел. Игра «Живые числа» — Возьмите, ребята, в руки грибочки, на них цифры, постройтесь в порядке возрастания. Тогда, Маша и медведь пойдут в правильном направлении (дети выполняют задание, затем воспитатель предлагает проверить верно, ли построились дети.
— Вы молодцы, справились легко,но мишка решил усложнить и дать каждому грибочку свое задание: — грибочек с цифрой «5» – топни 2 раза, — грибочек с цифрой «3» — хлопни 3 раза, — грибочек с цифрой «6» — погладь себя по голове и т. д. Шли они долго, захотел медведь присесть отдохнуть на пенек, сел, а Маше стало скучно. Давайте покажем Машеньке одну игру. Игра «Сравни» (считают предметы и сравнивают числа). Дети, вы будете считать предметы и сравнивать числа. Молодцы присаживайтесь.
Задание «Пройди мост». Маша и Медведь пошли дальше и увидели мост с геометрическими фигурами, нужно пройти мост только по одинаковым фигурам. Для этого вы должны показать им как правильно нужно пройти. С каждой группы выходит один ребенок, выбирает одну фигуру и проходит через мост.
Отдохнул медведь, пошли они дальше, и вот показался дом, где живет Машенька, и вдруг, медведь загрустил, ведь вернувшись домой, ему будет скучно без Маши, а, чтобы он не грустил, давайте построим дом для медведя — вот такой, чтобы он жил по соседству с ней (дети с помощью геометрических фигур приклеивают домики).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, построили медведю дом.
Итог: каким сказочным героям мы помогали? Что вам запомнилось? Какие были задания? Что выкладывали по схеме?
В результате реализации данного занятия я приобщила детей к активной умственной деятельности и решению любой задачи. Мы упражняли порядковый счет в пределах 7, соотносили цифры с количеством предметов.
Упражняли порядковый счет, умение отвечать на вопрос: «Какая/ какой/ какие по счету?». Дети ориентируются в последовательности дней недели, сформированы навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги. Сформировали умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать на вопросы, прислушиваться к мнению других детей, обосновывать правильный ответ. Закрепили названия цифр, направлений слева, справа. Сохраняли правильную осанку, соблюдали расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетали ритмические движения со словами стихотворения.
Цели и задачи занятия были достигнуты.