Быкова Лариса Ивановна
Мережина Вера Николаевна
Предшкольная группа «Звёздочка»
Тема: « Алматы- наш город»
Программные задачи:
Обогащение экологических представлений детей :расширение понятия
о взаимосвязи жизнедеятельности человека и существования природного и растительного мира.
Развивать умения взаимодействовать с природными объектами без вреда для живых существ
Развитие умений познавательно- исследовательской деятельности Формирование познавательного интереса детей к улучшению экологического состояния окружающей среды; развитие умения высказывать предположения; Эвристические суждения, выводы;
Воспитывать чувство ответственности за состояние городской окружающей среды;
Воспитание основ гуманно- ценностного отношения детей к природе, поддержка к эмоциональной отзывчивости к обектам природы, поощрения добрых поступков детей по отношению к живым существам и пробуждения их к самостоятельной помощи природе, бережного отношения к природе родного края.
Формирование основ экологической культуры старших дошкольников.
Подготовительная работа.
Экскурсии по родному городу
Сбор природного материала
Труд на участке детского сада
Выставка овощей и фруктов
Выставка поделок из природного материала
Оформление альбома фотографий» Мы и природа, « Наш город»
Изготовление настольного панно « Улицы нашего города»
Дидактические игры экологического содержания: « Ботаническое лото»,» Растения и животные нашего края, « Хорошо- плохо», « Третий лишний «.развивающие и запрещающие знаки»
Чтение художественной литературы на тему природы: Б, Житков « Вечер». « Как слон спас хозяина от тигра»,М. Пришвин « Кот», Н. И. Сладков Осень на пороге», « Под снегом», Г Скребицкий» Пушок», « Белая шубка»
Участие в конкурсе « Лучшая кормушка для птиц»
Составление детьми рассказов на тему: « Лето в деревне»,, « Мое любимое животное», Прогулка по парку, Памятник Независимости Казахстана», « Мои любимые места родного города», « Птицы наши друзья»
Опытно-эксперементальная работа на прогулке; Опыт чистый грязный снег, воздух»
Оборудование и материалы
1 Карта Республики Казахстан
2 Презентация улицы города с элементами экологического состояния – улица спосаженными зелеными деревьями, цветами, урнами для млмусора, по дороге едут чистые автомобили в голубом небе светит солнце и летают птицы, А на вторая эта же улица без листьев. Сломанные ветки кустарники, мусор на дорожках, из высокой трубы идут клубы черного дыма, по дороге едет дымяший автомобиль
- Результаты опыта, для опыта чистый , грязный снег , воздух
- Макет города. Улицы дороги магазины отдельно макеты деревьев, цветы , клумбы
6 Иллюстрации и открытки с улицами и достопримечательности города Алматы.
7 Фонограмма с записью голосов птиц
Ход ОД:
Игровая мотивация «Приземление»
Детские стульчики расставлены: углом в форме космического корабля
Декоративные элементы ракеты.
-В: Дети представьте, что мы с вами космонавты, мы летим на ракете уже давно и нам пора приземлиться. Мы ищем возможность посадить ракету на более приспособленную для этого местность». У нас для этого есть карта .
Показывает некоторые точки на карте: Океан, горы , северный полюс..
— Капитаны космического корабля, посмотрите внимательно на карту Казахстана, где по вашему мнению, мы можем приземлиться?»
-Дети» капитаны» (3-4 ребенка)высказываются» Сюда мы не можем сесть это океан, там нет суши, корабль может затонуть. Показывают горы: это горные вершины, неровная местность, здесь мы тоже не можем приземлиться. На северном полюсе- вечная мерзлота, там нет ни растений ни животных. Только снег и лед. Мы не можем приземлиться на северном полюсе.
В: Какой город на карте Казахстана вам необходимо найти, чтобы вернуться к своим родным и близким? Где вас ждут ваши родные?
Дети: Наш город – Алматы.
Отмечаем город на карте Флажком
В:Вы правильно выбрали маршрут можете приземляться.
Дети выходят из ракеты звучит запись голосов птиц.
В: « Где мы с вами находимся?», « Как вы поняли , что мы с вами находимся на земле? ( Фонограмма голосов птиц). Дети встают в круг» Мы слышим звонкое пение птиц значит это Земля!»
На столе внутри круга расположены иллюстративные плакаты с изображением чистого и загрязненного города
В: Посмотрите внимательнона изображения улиц, города.На которой из них вы хотели бы жить, а на которой вам не нравитьсяжить Почему?
Высказывание детей по сравнению двух улиц» Чем похожи , Чем отличаются?»
Сходство на улице стоят дома, едут автомобили, растут деревья
« Различия – эта улица- чистая уютная. Здесь есть магазин, красивый дом
В: «Что значит –уютная улица?
Дети: Здесь красиво, спокойно На деревьях зеленые листья, на клумбах цветы По дороге ездит чисты красивый автомобиль, на небе светит солнышко Летают птицы
В: как вы поняли , что здесь чистый воздухКак вы поняли почему не ледит мусор на тратуарах и чистые дорожки?( Имеются урны для мусора)
Дети Здесь видимо живут культурные , хорошие ( образованные) люди,они прибирают на улице и во дворе»
В:» А почему вы не хотели бы жить на этой улице?
Высказывание и рассуждение детей» По улицам едет автомобиль из его трубы трубы идет черный дым. « Из высокой трубы валит дым и загрязняет воздух. « Наверное здесь плохой и грязный воздух, таким воздухом вредно дышать, можно заболеть Мы не видим урн для мусора, поэтому на дорожках грязно. « Мы не видим на деревьях листьев А на земле нет зеленой травы
— Поэтому грязным воздухом вредно дышать?(грязный воздух попадает в легкие и человек может заболеть)
4 Работа в центре экспериментирования. Результаты опыта
В Давайте вспомним ,как мы определяли , чистый или грязный воздух на нашей улице?
Смотрим чистоту воды в ведерках. Она образовалась из ристающего снега. Где мы набрали снег в 1 ведро? ( в саду под яблоней
Где мы набрали снег во 2 ведро( Близ дороги, по которой идет много машин)
В котором ведерке вода чище прозрачнее?
Дети в 1 ведерке вода более чистая прозрачная
— Почему?
Дети отвечают В саду нет машин, дыма , поэтому снег чистый
— Какая вода во 2 ведерке?
Дети: Вода грязная, на дне черный осадок , песок
-Почему грязная вода получилась во 2 ведерке?
Дети: По дороге много машин ,они выделяют выхлопные газы, поэтому снег у дороги черный грязный
В: Дети как вы думаете, где воздух более чистый и где загрязненный?»
— Что помогает очистить воздух
Дети: Деревья очищают воздух
Рассматриваем улицы на иллюстративных картинках Воспитатель: Почему нет птиц на этой улице?
Почему не слышно их пения?
Дети Им нечем питаться , они не любят грязную воду. Здесь сломаны все деревья, им негде строить гнезда и выводить птенцов».
Кустарники сломан. « Видимо здесь живут не культурные инее образованные люди. А может они просто не успели прибраться. « Мы им поможем»
Воспитатель: Расскажите Им о своих улицах и дворах Что у вас есть во дворе? Кто наводит порядок В вашем дворе? Что вам нравиться возле вашего дома , и что не нравиться
Небольшие рассказы детей о своей улице и дворе
В: Дети я вижу вы любите свой город.
— Как вы можете помочь взрослым сделать свой город еще чище и красивей ?
Высказывание детей.» Надо любить свой город, Набросать мусор на улице, « НЕ ломать деревья. НЕ разорять гнезда птиц Помогать взрослым сажать цветы, кустарники , деревья. Ухаживать за ними.
В: Я предлагаю вам украсит свой город цветами и деревьями
Работа с макетом нашего города Дети расставляют деревья , цветы, кустарники Урны для мусора
, ставят игрушку машину мусоровоз
В6 Что мы можем сделать, чтобы у нас жили птицы и пели свои звонкие песни»?
Дети: Мы можем вместе со взрослыми смастерить кормушки, и подкармливать их зимой. Мы можем не ломать деревья и кустарники, чтобы птицам было место для обитания и строительства гнезда
7 Работа в центе исскуства и творчества, изобразительная деятельность детей
Воспитатель: Вы хотите чтобы наш город стал еще чище и краше?
Дети : Да
В: Тогда давайте изготовим экологические запрещенные знаки. Чтобы помнить самим и на поминать взрослым, чего нельзя делать в природе, нельзя себя вести в городе и на природе
Рисуют знаки на картонных кругах с помощью фломастеров. Каждый знак обводят красным кругом и делают перечеркивание
« Знаки»» Нельзя бросать мусор на улице». « Нельзя разжигать огонь»,» Нельзя ломать ветки Деревьев». Нельзя выбрасывать домашних животных на улицу» Нельзя разорять и разрушать птичьи гнезда»..Нельзя водить грязный автомобиль по улице», «Нельзя срывать цветы» Повесим на стенд чтобы видели взрослые и дети
В: Благодаря вашим стараниям наш город стал чистым и красивым. Нам хочется в нем жить, трудиться веселиться с друзьями под чистым прозрачным осенним дождиком.
Звучит веселая музыка» Капельки дождя
8 Награждения» Вы много сегодня узнали об охране природы в городе, о правилах поведения в природе. Вы показали себя как культурные, образованные дети. Вас сегодня мы награждаем значками « Юный эколог»
Вера Николаевна и Лариса Ивановна они педагоги с большой буквы можно сказать профессионалы своего дела, которые выпустили не мало поколений детей с детского сада. Всегда отзывчивые, добродушные люди. Их очень ценят в коллективе и это очень много значит в наше время
Получила огромное удовольствие от просмотра занятия в необычном формате, с использованием различных видов деятельности, красочный подбор материала, интересные опыты с загрязнением воды, заинтересованность детей и взрослых. Внимание детей было приковано в течении всей деятельности, и с таким же интересом остались создавать свой город мечты. Тема продолжилась на улице, с посадкой деревьев, где детей ждали родители с саженцами культур. Организация совместной с родителями деятельности помогла реализовать все поставленные педагогами задачи. Поставили в дальнейшем цель разбить цветочную клумбу и огород. Данная тема продолжится до осени, тогда все вместе начнут собирать урожай уже со следующей группой.