(нужда, блага, предмет труда, средства труда, рабочая сила, производительные силы общества, производство)
Предмет: Основы экономики.
Группа: О-12
Вид урока: нетрадиционный, работа на интерактивной доске
Тип урока: критическое мышление с элементами игры, комбинированный.
Метод обучения: словесный с элементами беседы, частично-поисковый,
игровой.
Форма обучения: индивидуальная, групповая работа учащихся путем критического мышления.
Обеспечение занятий: практические задания, интерактивная доска, презентация
Связь с другими дисциплинами: Бухгалтерский учет. Основы маркетинга. Основы менеджмента
Ход урока:
І. Мотивационно — ориентировочный блок.
- Организационный момент
*Заполнение журнала
*Отметка отсутствующих
*Объявление критериев оценки работы на уроке.
Работать сегодня мы с вами будем в разных формах: это и групповые
формы и самостоятельная работа.
- Актуализация знаний
— Повторение пройденного материала. (Потребности и ограниченность)
Задание №1 «Вопрос-ответ»
1.Что такое потребность? Каково его понятие (Потребность — это нужда в чем либо)
2.Назовите виды потребностей?
— Первичные (удовлетворяют жизненно важные потребности человека, например: вода, еда, одежда)
— Вторичные (удовлетворяют все остальное, например: яхта, путешествия, драгоценности)
Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении.
3.Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; по каким признакам их можно классифицировать? (1. По субъектам (носителям потребностей:
А) удовлетворяемые индивидуально (лично)
Б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом)
- 4. Что такое индивидуальные потребности? (индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие)
5.Скажите, что такое коллективные потребности? (коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете, и т.д. удовлетворяются коллективно)
Задание №2 «Напиши ответ» волшебный сундучок
- Сознательная целесообразная деятельность человека.
- Потенциальная способность человека к труду, совокупность умственных и физических способностей
- То, на что воздействует человек в процессе труда (материальная основа будущего продукта). Это природное сырье, а также обработанное сырье и полуфабрикаты.
- Объективно-существенная необходимость человека в жизненных благах. Это внутреннее побуждение человека получить определенное удовлетворение от предметов окружающего мира.
- Средство удовлетворения потребностей.
Ответы:
1.Труд
2.Рабочая сила
3.Предметы труда
4.Потребность
5.Благо
Задание №3 игра «Домино»
На экране появляется заполненная таблица. Нужно правильно расставить термины согласно их определениям.
Термин — содержание.
Рабочая сила — способность человека к труду, совокупность физических и умственных способностей, которые используются в создании материальных и духовных благ.
Предметы труда — то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта (сырье, материалы)
Абстрактный труд — процесс создание какого-либо продукта.
Услуги различного рода — труд, направленный на создание конкретных потребительных стоимостей.
Конкретный труд — любое мероприятие или выгода, которые оказывает одна сторона (поставщик) другой стороне (клиенту). Полезность делает услугу предметом торговли, т.е. товаром
Задание №4 «Выбери меня»
Каждая подгруппа должна ответить на 2 вопроса. Если вы не знаете ответа на вопрос, переходим к следующему. Принцип этого задания: «Говори редко, но метко». Принимается только первый ответ.
Задание № 5 «Группы выступают с домашним заданием» (загадки).
1 группа (загадки) 2 группа (игра) 3 группа (кроссворд)
4 группа (вопрос-ответ).
ІІ. Операционно-исполнительный блок.
Изучение новой темы: «Основные экономические категории (нужда, блага, предмет труда, средства труда, рабочая сила, производительные силы общества, производство) (расписать с чего начнется изучение новой темы)
- Определение понятий. Нужда, блага, предмет труда, средства труда, рабочая сила, производительные силы общества, производство.
- Правила ключевого сообщения (презентация).
- Перевод свойств товара в преимущество и выгоду для клиента.
Потребность – это нужда человека в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития. Экономика занимается решением очень важного вопроса: как сделать так, чтобы при ограниченных ресурсах удовлетворить максимум человеческих потребностей.
Экономика – очень сложная система, поэтому мы будем разбираться последовательно. У человека три основных потребности, которые составляют основу нашей жизнедеятельности.
Студенты просматривают отрывок из фильма (поучительный). Закрепление пройденной темы
Выяснение потребностей
ІІІ. Рефлексивно- оценочный блок.
Ребята, теперь мы должны закрепить наш урок, для закрепления сейчас каждая группа будет работать в отдельности.
Рефлексия на каждом этапе урока.
Выставление оценок Выставление оценок (оценочный лист).
Домашнее задание.
Анализ открытого урока
10.09 2019 года в группе О-12 был проведен открытый урок по предмету «Основы экономики » на тему: Основные экономические категории (нужда, блага, предмет труда, средства труда, рабочая сила, производительные силы общества, производство)
Цель урока: Обеспечить усвоение основных понятий и терминов по теме: Основные экономические категории (нужда, блага, предмет труда, средства труда, рабочая сила, производительные силы общества, производство). Целью было проверить и обобщить полученные знания по теме.
По основному способу проведения урок был сочетанием различных форм занятий (от самостоятельной, игровой до элементов учебной дискуссии). В целом урок прошел хорошо. Имеющиеся замечания были учтены.
Асембаева Алия Альбековна,
преподаватель экономических дисциплин
Павлодарского инновационного
многопрофильного колледжа
Павлодарской области,
г. Павлодар