Home » статьи » ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Умиртаева Анар Аринтаевна

Учитель русского языка и литературы ОСШ “Карагур” Созакского района, Туркестанской области

В контексте модернизации образования одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных навыков на уроках русского языка является организация совместной работы. Здесь школьник обретает умения самостоятельности, становится исследователем и равноправным участником обучения. В групповом взаимодействии обучающиеся учатся спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы и проявлять инициативу в познании.

Главная идея сотрудничества — это совместное обучение, а не простое выполнение заданий. Преподаватель делит класс на группы по 4-5 человек, предлагая выполнить задание, решить проблему, опираясь на предшествующий опыт. Лидеры групп подбираются с учетом совместимости учеников, что обогащает их взаимодействие. Групповая работа на уроках русского языка учитывает интеграцию лингвистических и литературных знаний и развивает аналитические навыки учащихся. Методы сотрудничества, такие как проверка домашних заданий и работа с новыми темами, способствуют активному обмену знаниями. Таким образом, сотрудничество формирует уверенность в себе и развивает способности, необходимые для успешной жизни в обществе.

При организации групповой работы учитель создаст пространство для активного обмена мнениями и идеями, что способствует углублению усвоения материала. В ходе обсуждений учащиеся могут услышать различные точки зрения и научиться уважать мнение другого, что является важным аспектом коммуникативной культуры. Каждая группа имеет возможность представить результаты своей работы, что развивает ораторские навыки и уверенность в публичных выступлениях.

Важной частью совместного обучения является рефлексия, которая позволяет каждому участнику оценить вклад своего мнения в общее дело. Учитель стимулирует учащихся к саморефлексии, задавая вопросы о том, что они узнали из опыта работы в команде и как это может помочь им в будущем. Такой подход не только углубляет понимание предмета, но и развивает критическое мышление.

Кроме того, применение технологий в групповой работе, таких как интерактивные платформы и онлайн-ресурсы, позволяет расширить возможности для сотрудничества и обмена информацией. Это создает дополнительные стимулы к учебе и вовлекает учащихся в процесс, делая его более увлекательным и актуальным. Так, совместная работа становится мощным инструментом, влияющим на эмоциональное и интеллектуальное развитие школьников.

На уроках русского языка и литературы очень широко применяются методы сотрудничества.

Распишем некоторые из них:

  1. Одной из частых является проверка домашнего задания на уроке русского языка методом «вертушка»: ученики передают свои тетради для проверки соседу по парте. Тот, кто проверяет, ставит свой балл, даст разъяснение своему баллу. Ученики могут совместно обсудить задание и непонятые моменты.
  2. На уроках изучения нового матернала используют прием «пила». Например, при изучении темы «Разряды числительных. Числительные порядковые» каждая группа учеников анализировала числительные: легкий, пятый, лесничий, семь, двадцать третий, сто двадцать. Группы разделились еще на подгруппы — одна подгруппа анализировала первую группу слов, вторая — вторую. Ребята консультировались друг с другом не только внутри группы, но и обменивались знаниями между группами. В результате получился научный рассказ о порядковых числительных.Учащиеся заполнили схему «Признаки порядковых числительных», ответили на вопрос, почему изучается эта темы в разделе. По итогам работы отметки в виде баллов не ставились, но оценивались различные формы сотрудничества,взаимопомощи,результативность сотрудничества.

3.Такую же работу можно провести на уроке литературы по биографии писателя:

разделить на группы периоды жизни писателя — детство и юность, годы учебы, первые произведения, причина популярности.

  1. На итоговых и обобщающих занятиях можно провести групповую работу по всему разделу: дать похожие задания для групп или же разделить по темам. Внутри группы ученики сами распределяют задания между собой.

Основные преимущества использования технологии сотрудничества:

  1. Не все ученики, если они не поняли новый или ранее пройденный материал, готовы задавать вопросы учителю. При работе в малых группах, при совместной деятельности, дети выясняют друг у друга все, что им не понятно. Они не стесняются обратиться к учителю за помощью все вместе.
  2. Каждый ученик понимаст, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
  3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать и

доказывать свое мнение.

  1. Ребята учатся общаться друг с другом, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  2. Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.
  3. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки.
  4. Приобретаются необходимые для жизни в обществе навыки: самостоятельность,

ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, такт.

  1. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся, учитывать их способности, темп работы, давать группам задания, дифференцированные по трудности [3;25 1].

Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя.

Педагогика сотрудничества — технология, объединяющая разные подходы к обучению и воспитанию; развивающая коммуникативные навыки, умения, социализацию, личность ребенка.

Целевыми ориентирами данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  • Гуманно — личностный подход к ребёнку.
  • Единство обучения и воспитания [3;92].

Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович

Соловейчик. В педагогике мира обучение в сотрудничестве названо наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.

Обоснованием для выбора технологии сотрудничества является то, что при систематической её организации в учебном процессе у детей идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки, развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство ответственности, сохраняется интерес к познанию.

Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что технология сотрудничества на уроке русского языка создает благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение учащихся в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Литература

  1. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование

мотивации. Яр., 2004

  1. Кудряшова,

Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации

деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс До и После. — 2007. Nº3.

  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: книга для учителя. М: Просвещение,

2011.- 192 c.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*