Сакенова Райгуль Ералиевна,
учитель информатики
ГКП на ПХВ «Школа-лицей №1
имени Талгата Бигельдинова» акимата города Астана
Технологии искусственного интеллекта в образовании Республики Казахстан
Аннотация
Технологии искусственного интеллекта (ИИ) сегодня находят применение во многих сферах жизни, включая экономику, здравоохранение и образование. В Казахстане, с его стремлением к цифровизации и инновациям, ИИ становится важным инструментом в решении образовательных задач. Развитие таких технологий в образовании играет важную роль в повышении качества обучения и доступности образовательных ресурсов для широких слоев населения, особенно в условиях региональной специфики и разнообразия образовательных нужд.
Цифровизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Казахстана, что закреплено в таких программах, как «Цифровой Казахстан» и «Образование 2050». Эти программы направлены на создание условий для внедрения передовых технологий в образовательный процесс и развитие цифровой грамотности.
Цель данной статьи — рассмотреть ключевые технологии ИИ в образовании, их перспективы применения в Казахстане, а также возможные проблемы и вызовы, связанные с их внедрением.
Основные технологии искусственного интеллекта в образовании Казахстана
- Адаптивное обучение
Адаптивное обучение на основе искусственного интеллекта позволяет создавать персонализированные учебные программы, которые подстраиваются под уровень знаний, темп и потребности каждого учащегося. Это особенно актуально для Казахстана, где существует значительная разница в качестве образования между различными регионами. Используя ИИ, школы и вузы могут предоставлять ученикам индивидуальные учебные траектории, что способствует устранению пробелов в знаниях и повышению успеваемости.
Примером внедрения адаптивного обучения в Казахстане могут служить образовательные платформы, такие как «BilimLand» и «Открытая школа». Эти платформы применяют элементы ИИ для подбора контента и заданий, что помогает учащимся самостоятельно осваивать новые темы в удобном для них темпе.
Преимущества:
- Персонализация учебного процесса.
- Повышение мотивации и вовлеченности учеников.
- Возможность использования в дистанционном обучении, что актуально для удаленных регионов Казахстана.
Проблемы:
- Высокая стоимость разработки и внедрения таких систем.
- Необходимость в развитии цифровой инфраструктуры и обеспечении доступа к интернету в регионах.
- Системы автоматизации преподавания и оценки знаний
Искусственный интеллект также может использоваться для автоматизации процесса преподавания и оценки знаний. Например, интеллектуальные системы могут проверять тесты, анализировать ответы на открытые вопросы и предоставлять преподавателям подробные отчеты по успеваемости учеников. Это позволяет снизить нагрузку на учителей и освободить их время для более творческих и продуктивных задач.
Для Казахстана этот подход особенно важен в условиях перехода на дистанционное и смешанное обучение, которое стало актуальным во время пандемии. Такие системы, как «Platonus» и «Univer», применяемые в казахстанских вузах, уже сейчас используют элементы ИИ для управления учебным процессом и оценки знаний студентов.
Преимущества:
- Автоматизация рутинных задач преподавателей.
- Повышение объективности при оценке знаний.
- Возможность использования данных для анализа и улучшения образовательных программ.
Проблемы:
- Ограниченная гибкость в оценке творческих и комплексных заданий.
- Необходимость обучения преподавателей работе с новыми технологиями.
- Виртуальные ассистенты и чат-боты
Виртуальные ассистенты и чат-боты на базе искусственного интеллекта могут оказывать поддержку учащимся и преподавателям в реальном времени. Они способны отвечать на часто задаваемые вопросы, предоставлять доступ к учебным материалам и помогать в решении повседневных задач. Это особенно важно для казахстанских образовательных учреждений, которые внедряют системы дистанционного обучения и сталкиваются с необходимостью оперативной поддержки студентов.
Примером является использование чат-ботов на базе платформы Telegram в университетах Казахстана, которые помогают студентам с регистрацией на курсы, расписанием занятий и получением учебных материалов.
Преимущества:
- Круглосуточная поддержка учащихся.
- Снижение нагрузки на преподавателей и административный персонал.
- Доступность на различных языках, что актуально для многоязычного населения Казахстана.
Проблемы:
- Ограниченность возможностей в решении сложных учебных задач.
- Потенциальные риски снижения качества взаимодействия между студентами и преподавателями.
Преимущества использования ИИ в образовательной системе Казахстана
- Доступность образования для удаленных регионов
В Казахстане многие учебные заведения и школы находятся в отдаленных районах, где доступ к качественному образованию ограничен. Искусственный интеллект может помочь устранить этот барьер, предоставляя учащимся доступ к учебным материалам и ресурсам через онлайн-платформы. Например, использование виртуальных классов и адаптивных образовательных систем может сократить разрыв в уровне образования между городскими и сельскими регионами.
- Улучшение качества образования
Применение ИИ позволяет повысить качество образовательных программ за счет использования аналитики данных. Искусственный интеллект помогает выявлять пробелы в знаниях учащихся и корректировать учебные планы с учетом индивидуальных потребностей. Это особенно важно для казахстанских школ и вузов, которые стремятся соответствовать международным образовательным стандартам.
- Поддержка многоязычия
Казахстан является многонациональной страной с несколькими официальными языками, включая казахский и русский. Искусственный интеллект может обеспечить поддержку обучения на разных языках, помогая адаптировать учебные материалы и задания под культурные и языковые особенности студентов. Например, системы машинного перевода и голосовые ассистенты могут использоваться для предоставления образовательных материалов на нескольких языках.
- Развитие цифровых навыков
Использование ИИ в образовании способствует развитию у студентов ключевых цифровых навыков, которые становятся все более важными на современном рынке труда. Внедрение ИИ-технологий в учебный процесс учит студентов работать с цифровыми инструментами, аналитикой и программированием, что помогает им стать конкурентоспособными специалистами в будущем.
Проблемы и вызовы
Несмотря на очевидные преимущества, внедрение искусственного интеллекта в образовательную систему Казахстана связано с рядом проблем.
- Недостаток цифровой инфраструктуры
Одна из основных проблем — это недостаток цифровой инфраструктуры в отдаленных регионах Казахстана. Многие школы и учебные заведения не имеют доступа к высокоскоростному интернету и современным техническим средствам, что затрудняет внедрение ИИ-технологий.
- Недостаток квалифицированных кадров
Внедрение ИИ в образовательный процесс требует наличия специалистов, которые могут разрабатывать и обслуживать такие системы. В Казахстане пока что существует дефицит высококвалифицированных ИТ-кадров, способных работать с искусственным интеллектом и обеспечивать его интеграцию в учебный процесс.
- Финансовые затраты
Создание и внедрение систем искусственного интеллекта требует значительных финансовых вложений. Для многих образовательных учреждений в Казахстане это может стать серьезным барьером, особенно в условиях ограниченного бюджета.
- Этические вопросы
С внедрением ИИ в образование возникает ряд этических вопросов, связанных с конфиденциальностью данных студентов, возможной дискриминацией в результате работы алгоритмов и рисками для академической свободы.
Заключение
Технологии искусственного интеллекта открывают большие возможности для модернизации системы образования в Казахстане. Они способны повысить доступность и качество обучения, улучшить управление учебным процессом и поддерживать многоязычие в образовательных программах. Однако успешное внедрение ИИ требует решения ряда проблем, таких как развитие цифровой инфраструктуры, подготовка кадров и обеспечение этических стандартов.
В будущем технологии ИИ могут стать важной частью образовательной системы Казахстана, помогая стране достичь целей, поставленных в рамках стратегий «Цифровой Казахстан» и «Образование 2050».
Список использованной литературы
- Агзамов, С.Р. Искусственный интеллект в образовании: основные направления и перспективы развития // Инновации в образовании. — 2021. — № 4. — С. 15-23.
- Бережная, Н.Ю. Адаптивные образовательные технологии на основе искусственного интеллекта // Вестник педагогических наук. — 2020. — № 5. — С. 45-53.
- Сагиндыков, А.Е. Цифровизация образования в Казахстане: возможности и вызовы // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилёва. — 2019. — № 2. — С. 99-108.
- Ермеков, А.К., Жапарова, Г.Н. Использование технологий искусственного интеллекта в образовательной среде Казахстана // Научно-практическая конференция «Цифровая трансформация в образовании». — Алматы: КазНПУ, 2021. — С. 212-218.
- Туманов, И.В. Этические аспекты применения искусственного интеллекта в образовательных системах // Вопросы современной педагогики. — 2021. — № 6. — С. 78-85.