Ермухамедова Ж.Е.,
ст. преподаватель кафедры
«Психолого- педагогического
сопровождения образовательного
процесса» АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Алматинской области»
Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах повлекли за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Более всего это проявилось в сознании современной молодежи: неустойчивая психика, подверженность постороннему влиянию, отсутствие истинных идеалов и веры в добро, справедливость нередко приводит к формированию негативных качеств личности.
Для становления личности, закрепления в ней нравственно – эстетических установок, их осмысления и обогащения наиболее важен подростковый возраст. Дети – подростки требуют особого внимания со стороны взрослых: этот возраст является переходным, и от того, какие ценности предпочтет ребенок, во многом зависит его будущее, а, следовательно, и будущее всего общества.
Ценностные ориентации относятся к наиболее сложному социально – психологическому образованию личности, оказывающему существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обуславливая направление и содержание развития личности. Формирование и развитие ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе.
Именно в подростковом возрасте ребенок достигает того уровня когнитивного развития, который позволяет ему сформировать свои собственные представления о действительности.
В первые годы своей жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром практически только через родителей, и именно их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывает школа и сверстники. Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего. Он с любопытством присматривается к другим ценностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверстниками. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценнностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. И именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли они надежно укоренились в его сознании.
У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях.
Жизнь подростка должна быть заполнена содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей есть самоактуализация.
Процесс самоактуализации становится возможным в 14 – 15 лет. Именно в этом возрасте у растущего человека развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя в этом мире, обостряет потребность в самоопределении, самореализации.
Так, характерные для подросткового периода: потребность в общении, развитие воображения, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций позволяет предположить, что личность самоактуализирующегося подростка будет обладать такими особенностями, как демократичность в межличностных отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, стремление к формированию ценностных ориентаций. А сам процесс самоактуализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Другими словами, это процесс постепенно накапливаемых достижений, способствующих психологическому росту человека, переход из состояния возможностей в состояние действительности и самоактуализации в дальнейшем.
Понятие самоактуализации рассматривается как процесс развертывания изначально заложенных в организме личности задатков, потенций, возможностей; как персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других, и только таким образом – для себя; как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности; как сознательное, намеренное изменение я – реального в направлении я – идеального, как самоосуществление «иных культур».
У каждого человека постепенно образуется особая система ценностей, на которые он ориентируется в своей деятельности по удовлетворению своих потребностей. В ряде случаев человек действует, чтобы ощутить, получить ту или иную ценность. Ценность в этом случае начинает заменять саму потребность, ее породившую.
Проведенные исследования по определению уровня самоактуализации подростков показали, что у кого высокий уровнь самоактуализации ценностно – смысловая сфера развития больше. То есть подростки стремящиеся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению более сложных задач, к достижению трудных целей живут настоящим, но при этом ощущают неразрывность настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной. Эти подростки относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию, гибки в реализации своих ценностей в поведении, обладают высокой саморегуляцией и рефлексией, способны естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, при этом способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально – насыщенных контактов с людьми, стремятся к приобретению знаний об окружающем мире и творчеству. Тогда как у подростков с низким уровнем ценностно – смысловой сферы наблюдается высокая степень зависимости, конфликтности, несамостоятельности субъекта, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Ценность самоактуализации для молодых людей не вызывает сомнения. Задача учителя сегодня, в процессе образовательной деятельности — помочь учащимся достичь полноты своего самоосуществления посредством высвобождения их любопытства и творческой активности. В формировании целей воспитания теория педагогики должна исходить из необходимости развития компетенций, помогающих человеку реализовать себя и как общественное существо, и как неповторимую индивидуальность. Другими словами, жизненное самоопределение человека характеризует его как субъекта и автора собственной жизни, способного реализовать свои силы и способности.
Логика гуманистического воспитательного процесса заключается в том, чтобы развить стремление к совершенствованию и личностному росту. Критерием воспитанности является способность к самостоятельному выбору способа своего существования и модели поведения.
Ориентация подрастающего поколения на развитие личности говорит о ценности самоактуализации в иерархии интересов молодежи. Богатые возможности самореализации и активное их использование дает возможность молодым людям иначе ощущать осмысленность жизни, более ответственно относиться к деятельности, положительно оценивать себя и свои силы на пути собственного развития.