Стекольщикова Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка
и литературы КГУ «Аксуатская средняя школа»
Ерейментауского р-на Акмолинской обл.
Развитие творческих (креативных) способностей учащихся и индивидуализация образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности на сегодняшний день относятся к основным задачам обновления содержания образования.
В настоящее время при обучении на первый план выходит необходимость формирования таких личностных качеств учащегося, которые позволили бы ему стать субъектом собственного образования и развития, сформировать потребность в творческой деятельности. В связи с модернизацией образования возрос интерес к образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для достижения данной цели. Современные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Понятие «интеракция» (от англ. Interaction– взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.
Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. «Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
В середине XX в. Курт Левин выдвинул предположение, что легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности. В этом и заключается важнейшая особенность интерактивного обучения: процесс усвоения знаний происходит в групповой совместной деятельности.
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организациюиразвитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Интерактивное обучение– способпознания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко).
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивное обучение следует рассматривать как многомерное явление, которое решает одновременно три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную. Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Что представляют собой формы и методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм и методов групповой работы. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения и переработки знаний: «мозговой штурм» (атака), мини-лекция, работа в группах, контрольный лист или тест, ролевая игра, игровые упражнения, разработка проекта, дискуссия группы экспертов, интервью, инсценировка, проигрывание ситуаций, обсуждение сюжетных рисунков презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и др.
Кроме того, в процессе обучения можно использовать групповые дискуссии, письменные изложения и сочинения, обучение молодых людей для работы со сверстниками по принципу «Равный – равному», просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, проведение различных акций и кампаний. Приведу примеры из своей практики применения интерактивных методов обучения на уроках литературы.
В последние десять лет катастрофически падает интерес к чтению художественной литературы, а отсюда и скудный словарный запас у нынешних школьников. Как поддержать интерес обучающихся к литературе и чтению, как повысить качество знаний? Изучение инновационных технологий, апробация их позволили понять, что интерактивные методы обучения на уроках являются наиболее эффективными и востребованными.
Обучающиеся на уроках стали активнее, появился интерес к творчеству писателей, им нравится работать в творческой мастерской, работать над проектом. Ценность интерактивных методик ещё и в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, формировать новые компетенции (ключевые компетенции обучающихся: изучать, искать, думать, сотрудничать). Именно интерактивное обучение помогает организовать познавательную деятельность так, что в учебный процесс познания вовлекаются практически все обучающиеся. В своей работе использую следующие интерактивные методы обучения.
Работа в малых группах применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу. Что же дает внедрение интерактивного режима группе как субъекту образовательного процесса? Это, прежде всего, развитие навыков общения и взаимодействия в группе, формирование ценностно-ориентационного единства группы, поощрение гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе.
Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать тему, выяснить степень информированности обучающихся, их отношение к теме. Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному». Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.
Мини-лекцииудобнопроводитьвинтерактивномрежиме:перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом участники; после предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу. Например: А вы как считаете? Как вы предлагаете это делать? Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.
Просмотр и обсуждение видеофильмов. Можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов, это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итог и озвучить полученные выводы.
В заключение следует отметить, что педагогическая эффективность такого обучения связана с тем, что интерактивные методы позволяют интенсифицировать процесс понимания знаний при решении практических задач, сформировать потребность в творческой деятельности. Творчество обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применять регулярно, то у обучающихся формируются подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.
В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении.
Почему мы говорим «да» интерактивным методам? Они обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, свободу самовыражения, на первое место выдвигают ценность индивидуальности, стимулируют творчество и фантазию, развивают коммуникабельность, командный дух, формируют активную жизненную позицию, делают акцент на деятельность, взаимоуважение, демократичность.
Литература
- Кларин, М.Н. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта/ М.Н. Кларин// Педагогика. – 2000. — № 7. – С. 12-18
- Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия/ Е.В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007
- Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2006
- Тырсин, Д.Г. Интерактивное обучение в аспекте формирования потребности обучающихся в творческой деятельности/ Д.Г. Тырсин// Среднее профессиональное образование. – 2011. -№ 11. – С. 53-55
- http://www.mosedu.ru/tutor/methods/interactive.php