Байнакатова Г.Р.
педагог-психолог
КГУ «Школа-лицей №3 отдела
образования Житикаринского района»
Управления образования акимата
Костанайской области
«Роль семьи и родителей в предупреждении аутодеструктивного поведения детей»
Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. И для того, чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители, недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме».
Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребѐнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. Атмосфера в которой рождается ребенок, оказывают серьезное влияние на его жизнь и определяет его дальнейший путь развития. Если в семье принято уважать всех членов семьи, учитывать их вкусы, интересы, различия, выслушивать друг друга, уделять время, иметь общие интересы (музеи, книги, кино), признавать право на ошибку, но помогать и поддерживать, то даже если ребенок и свернет с правильной дорожки в плохую компанию, он сможет разобраться что есть плохо, а что хорошо. В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких, родных людей. Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души.
Проблема участившихся суицидов среди подростков стала остро-актуальной темой в нашей стране. Читая заголовки новостей, мы думаем, что на совершение суицида среди подростков влияют неблагоприятные условия жизни: семьи, имеющие статус «неблагополучная семья», «неполная семья». Однако по статистике, большинство детей с попыткой суицида и с завершенным суицидом из «благополучных, полных» семей. Родители, обеспечивая материальные блага для ребенка, забывают о его душевном состоянии: забывают спрашивать о его чувствах, интересах, увлечениях, друзьях. Поэтому дети часто обращаются в Интернет: посещают сайты, группы, чаты в социальных сетях деструктивного характера.
Родителям с ранних лет необходимо говорить с ребенком о его чувствах, переживаниях, радостях и неудачах. Важно не ограждать ребенка от различных трудностей, а научить правильно относиться к той или иной сложной ситуации. Очень важно, чтобы ребенок имел возможность поговорить о волнующих его вопросах с родными людьми. Родители должны научить переживать ребенка негативные чувства. Здесь можно рассказать свой опыт поведения в подобных ситуациях в детстве, рассказать какие были взаимоотношения со сверстниками и родителями.
Советы родителям:
- Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Необходимо понимать ребенка, принимать и уважать его мнение, его право быть самим собой и предоставить возможность ребенку принимать самостоятельные решения. Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка.
- Не вмешивайте детей в решение семейных конфликтов.
- Содействуйте ребенку в решении разных вопросов: Читая вместе с ребенком или рекомендуя ему те или иные книги или фильмы, вы можете помочь ребенку ориентироваться в этом мире: различать добро и зло, ценить жизнь, уметь понимать себя и других. Лучше читать те книги и смотреть те фильмы, где герои, сталкиваясь с трудностями, сохраняют бодрость духа, юмор, предпринимают попытки выхода из ситуации. Очень полезно обсуждать прочитанное и просмотренное вместе, за ужином, за вечерним чаем — пусть это будет доброй традицией.
- Ребенок не должен расти эгоистом, он должен понимать, что в мире есть те, кому может быть нужна его помощь. Это поможет осознавать свою значимость, ребенок будет знать, что его забота кому-то нужна.
- Спорт, музыка и другие увлечения. С детства нужно формировать и способствовать появлению у ребенка устойчивых интересов, новых знакомств. Расширяйте кругозор ребенка, посещайте выставки, музеи, экскурсии, смотрите разные передачи — в этом мире ребенок должен найти что-то для себя, то, что будет ему интересно, и то, что будет направлять его дальнейшую жизнь. Если не получилось с музыкой, попробуйте танцы, не получилось с танцами, запишись в бассейн, не вышло с бассейном — в археологический кружок.
- Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
- Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.