Home » статьи » Роль предмета «Психологии Саморазвития» в школе как актуальная часть образовательного процесса

Роль предмета «Психологии Саморазвития» в школе как актуальная часть образовательного процесса

Умные люди говорят: психологию следует изучать в молодости, и тогда эта наука может вам сильно пригодиться в более зрелом возрасте. Так или иначе, однако, в нашей жизни частенько возникают ситуации, которые вгоняют нас в полнейший ступор: вроде бы и понимаешь, что можно ситуацию исправить, но вот как это сделать – не знаешь.

Ни для кого не секрет, что сегодня умение психологически грамотно общаться и поддерживать профессиональные и личные взаимодействия — есть залог успеха. Все возрастающий интерес к психологии имеет под собой два основания.

Во-первых, рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия является уже приметой нашего времени, страх перед будущим, то есть постоянное усложнение самой проблемы конфликта в реальной жизни, делают данную дисциплину важной и актуальной.

Во-вторых, мы сегодня оказались в совершенно новой точке эволюционного развития, когда человечество осознанно берет на себя ответственность за свое дальнейшее существование. Если раньше уповали на Бога, на высшие силы, на магов и волшебников, то сегодня все более очевидно, что девизом современной жизни становится выражение «Помоги себе сам». В этом аспекте психология и психотренинги приобретают актуальность.

Совершенствуя систему воспитания и обучения на государственном уровне, в последнее время разработаны и введены в практику государственные стандарты и требования, имеющие своей целью всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности.

Однако при всех положительных тенденциях вызывает беспокойство тот факт, что в последнее время число здоровых школьников уменьшается.

Особую тревогу вызывает рост количества гиперактивных детей и детей с задержкой психического развития, большая часть из которых не получает медицинской помощи, медикаментозного лечения. Родители, видя проблемы ребенка, списывают их на издержки воспитания, наследственность, а небольшой сдвиг в развитии принимают за огромный скачок и ждут, что вот- вот, скоро все наладится само собой. Но сама собой проблема не решается, а нарастает.

Своевременно нерешённые проблемы в младшем школьном возрасте обусловливают риск школьной неуспеваемости, аддиктивного поведения в дальнейшем.

Большинству родителей тяжело признать для себя, что «что-то не в порядке» в психическом развитии его любимого чада. Ведь если ребенок простудился, то у него поднимается температура, он кашляет и болит горло, а психическое здоровье не измеряется повышенной температурой, слабостью и ознобом. Да и собственное самолюбие не позволяет приблизить мысль об отклонениях в психическом развитии ребенка. Отклонения в психическом развитии ребенка — тема, всегда болезненная для родителя. Нужно пройти большой путь, преодолеть психологический барьер для того, чтобы признать этот факт и приступить к активным действиям. Но в данной ситуации психологическая помощь требуется не столько ребенку, сколько его родителям. На помощь должен прийти психологи, для оказания помощи в преодолевании психологического барьера, обозначении проблемы, расстановке приоритетов — собственные амбиции и самолюбие или здоровое будущее собственного ребенка.

      В сложившейся современной социально-экономической ситуации все больше людей, как детей, так и взрослых, нуждаются в психологической помощи, которая заключается в объективном видении проблем, в анализировании причинно-следственных связей, способности к самоанализу.

К огромному сожалению, в нашей стране еще пока не «дошли» до того осознания, что психологию просто необходимо преподавать в школе. Огромное количество детей смогли бы найти выход из тех ситуаций, которые у них повсеместно случаются. Да что там говорить, многие из них могли бы остаться в живых, не покончили бы свою еще такую короткую жизнь самоубийством. Ведь почему так происходит? Почему ребенок вдруг решает, что ему больше не нужно жить?

Потому что его некому послушать, потому что он запутался в какой-то, кажущейся ему важной, ситуации, а как найти выход – он не ведает. Родители всегда чем-то заняты, им некогда обращать внимание на такие «мелочи». А если бы им преподавали в школе психологию, то этого всего можно было бы избежать. Во всяком случае, покалеченных судеб было бы точно меньше. Ведь своевременная помощь может и тело излечить, и душу.

В этой связи, психолог-практик становится все более значимой фигурой в современном обществе.

Анализируя социально-культурные процессы, происходящие в наших школах, можно понять актуальность проблемы повышения психологической культуры населения.

Целью преподавания психологии в школе является:

— формирование у учащихся психологической культуры, включающей в себя развитие ключевых компетентностей в области человекознания для конструктивного взаимодействия с самим собой и окружающим миром.

 В процессе будут решаться следующие задачи:

  1. 1. Выяснение, как влияет усвоение учащимися психологических знаний на его развитие.
  2. 2. Оценивание реального объема, содержания и качества психологических знаний у учащихся, прошедших обучение.
  3. 3. Выявление особенности развития системы отношений ребенка с самим собой и окружающим миром в рамках изучения им психологии как учебного предмета в школе.

Овладение культурой начинается с момента рождения маленького человечка и продолжается всю его сознательную жизнь. Ее развитие предполагает особое бережное отношение к внутреннему миру ребенка, его чувствам, интересам, способностям, отношению к себе, окружающим людям, к происходящим общественным и семейным событиям.

И здесь на помощь ребенку приходит школьное обучение, которое помогает войти в огромный мир культуры. Но в традиционном обучении нет предмета, который целенаправленно и систематически помогал бы ребенку познать себя, других людей и окружающий его мир.

Предмет «Психология» станет неотъемлемой частью образовательного процесса в школах. В нем заинтересованы дети, родители, преподаватели других дисциплин. Факультативные занятия по психологии развивают личность ребенка, что отражается на его отношении к образованию в целом.

Нужно не забывать, что в этом интересном и необходимом образовательном процессе родители должны выступать в роли помощников, поддерживающих педагога и учащихся. Поэтому необходимо тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей.

Будущее в данной профессии я вижу в подходе «здоровый родитель — здоровый ребенок». В образовательном учреждении психологическая помощь должна оказываться не только детям, но и взрослым — детско-родительское психологическое сопровождение.

Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что педагогика и психология тесно переплетаются. Для того чтобы образовательный процесс был успешным знания основ психологии  необходимы.

Мякушко Галина Константиновна,

психолог, первая категория

 школы – гимназии № 30 г.Нур-Султан

 

One comment

  1. Керемет , жарайсыз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*