Тлеубергенова Дина Артикбаева
– учитель русского языка и литературы,
средняя школа № 23, г. Кентау, Республика Казахстан
Аннотация: в статье поднимается вопрос функции методов обучения в активизации познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка в средней школе. Даётся группировка, специфика применения учебных методов и приемов. Также применение объяснительного и поискового методов обучения русскому языку в национальной школе. Приводятся примеры тренировочных методов на уроках. Организация учебного процесса в национальной школе. Основные принципы обучения русскому языку, направленные на развитие общения.
Ключевые слова: национальная школа, методы и приёмы, материал, активизация, формирование, навыки, речевая деятельность.
Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, определяющая цели, содержание, объем и структуру учебного предмета «Русский язык», а также изучающая и описывающая наиболее рациональные методы и приемы обучения русскому языку и исследующая условия и пути усвоения учащимися точно очерченного круга знаний, овладения определенными навыками и умениями. В современной методике преподавания русского языка в национальной школе все же большее внимание уделяется дидактическому пониманию методов как способов обучения. Известны различные толкования этого понятия и в связи с этим разные группировки учебных методов. Методы как способы работы учителя и ученика классифицировались по различным основаниям. Наиболее распространенным был источник получения знаний: слово учителя, беседы, анализ языка (например, грамматический разбор), упражнения, работа с учебником и т.д. Выбор учителем методов и приемов обучения русскому языку в средней школе определяется различными условиями: целями обучения, содержанием и характером учебного материала, отношениями родного и русского языков, уровнем общего и речевого развития школьников, их возрастом и этапом обучения, способностью учащихся к активному усвоению материала. Знания по русскому языку могут даваться одним из двух познавательных методов: объяснительным или поисковым. Объяснительный метод предполагает передачу учащимся уже готовой информации. Ему соответствуют такие приемы, как слово учителя, получение готовых знаний из учебника, получение знаний через наглядные пособия. При помощи этого метода учащиеся под руководством учителя сами приобретают знания в процессе наблюдения над фактами языка. При этом самостоятельный поиск может направляться наводящими вопросами, инструкциями и заданиями различного характера. Поисковый метод конкретизируется такими приемами, как вопросно-ответная беседа, решение различных познавательных задач и т.д. Нередко оба метода действуют комплексно. При реализации объяснительного метода используются различные приемы. Одним из основных приемов является слово учителя, к которому в национальной школе предъявляются очень высокие требования. Речь учителя является образцом для школьников, поэтому какие-либо ошибки или акцент недопустимы. По ходу рассказа учителя учащиеся могут отвечать на обращенные к ним вопросы, решать проблемные познавательные задачи, выполнять различного рода задания [1]. Эти элементы поискового метода активизируют учащихся и оживляют урок даже в тех случаях, если основная часть знаний сообщается в готовом виде. Большую роль в обучении русскому языку играет работа с учебником, которая продолжается и дома. Работа с учебником русского языка в условиях национальной школы особенно полезна. Ученик приобретает умение самостоятельно работать, понимать и анализировать материал, тренируется в технике чтения на русском языке [2]. Так как в классе ученики с разным языковым уровнем владения русского языка, то возникает необходимость создания коллективной формы работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи [3]. Выбор метода обучения очень важен для дальнейшего развития учеников, для развития у них логики, памяти, речевой деятельности. Практика показывает, что лучше всего усваивается то, что интересно. Опытный учитель знает, какие методические приемы делают урок занимательным. Главное для педагога найти подход к учащимся, т.е. подобрать соответствующий уровню обучения и практике учащихся метод обучения (или комплекс методов).
Список литературы
1. Филиппова Л.В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Проблемы современной науки. – 2012. — № 5.
- Шаклеин В.М., Рыжова Н.В. Современные методики преподавания русского языка нерусским: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 258 с.
- Шакирова Л.З., Саяхова Л.Г. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. Л. Просвещение, 1992. 287 с.
- Салова З.В. Обучение русскому языку как неродному. [Электронный ресурс]. Режим доступа: открытый урок.рф/статьи/518211/URL/ (дата обращения: 15.02.2018).