Home » Новости » Доклад министра МОН РК Асхата Аймагамбетова (полный текст)

Доклад министра МОН РК Асхата Аймагамбетова (полный текст)

          Қымбатты ұстаздар, конференцияға қатысушылар!

 

Жаңа оқу жылының қарсаңында өтетін осы дәстүрлі тамыз жиынында біз өткен жылды қорытындылап, жаңа оқу жылына міндеттерді анықтаймыз.

Біздің саланы одан әрі дамытудың негізгі векторлары Елбасының «Қазақстан-2050» Стратегиясында, жыл сайынғы Жолдауларда, «Рухани жаңғыру» және «Ұлы даланың жеті қыры» бағдарламалық мақалаларында белгіленген.

Президент Қасым-Жомарт Кемелұлы өзінің сайлауалды тұғырнамасында және бүгін бағдарламалық сөйлеген сөзінде біздің алдымызға келер жылдары шешетін міндеттерді қойды.

Жаңа оқу жылындағы басты жаңалықтар «Педагог мәртебесі туралы» Заң  қабылдау және 2025 жылға дейінгі білім мен ғылымның жаңа Мемлекеттік бағдарламасын бекіту.

В этом году подведены итоги реализации Госпрограммы развития образования и науки на 2016-2019 года.

Коротко остановлюсь на них.

В сфере дошкольного образования увеличен охват детей в возрасте с 3 до 6 лет и составляет 95,2% (2015 г. – 81,6%).

Сеть дошкольных организаций увеличилась на 2 тысячи единиц и составляет 10 593  (2018 г. – 10 314 ед., 2015 г. – 8 834 ед.). Следует отметить, что увеличивается доля частных садов, которая составила 37,9% (3749 ед.). Это результат активного привлечения бизнеса в сферу образования.

Для обеспечения прозрачности и мобильности распределения мест автоматизирована выдача направления в детские сады.

В сфере среднего образования проведен переход на обновленные программы. 87,7% учителей прошли курсы  по обновленной программе обучения, 208 тыс. учителей (73%) получают доплату за преподавание по обновленному содержанию, с сентября их количество возрастет до 316 тыс. (93%).

Внедрена новая система аттестации педагогов через прохождение национального квалификационного теста. Более 60 тыс. учителей, прошедших аттестацию, получают доплаты от 30 до 50% в зависимости от квалификации.

Достигнут значительный рост охвата учащихся дополнительным образованием: доля охваченных школьников, выросла на 21,8% и составила 84,9% от общей численности учащихся по стране.

В сфере ТиПО стартовал проект «Бесплатное ТиПО для всех», направленный на поддержку социально-уязвимых групп населения. Дуальное обучение внедрено в 486 колледжах (2017 год – 460 колледжей).

Внедряется академическая свобода колледжей. Разработаны программы, основанные на модульно-компетентностном подходе.

В высшем образовании принят Закон «Об академической и управленческой самостоятельности». Растет объем госзаказа на подготовку кадров. В 2018 году количество грантов увеличено на 20,0 тысяч (2018 г. — 69 тыс. мест,  2017 г. — 50,3 тыс. мест, 2016 г. – 36,8 тыс. мест). В т.г. госзаказ составил 66 556 мест.

В 3,5 раза увеличен госзаказ на подготовку докторов PhD (2016 г. – 628., 2019 г. – 2 312) и почти в два раза на подготовку магистров (2016 г. – 7 400, 2019 г. – 13 159).

В результате увеличения госзаказа, повторной сдачи ЕНТ и комплексного тестирования расширен доступ к высшему образованию, сократился отток молодежи за рубеж.

Численность иностранных студентов увеличилась на 8,9 тыс. чел. и достигла 22 тыс. чел. или 4% от общего контингента.

В науке повышается публикационная активность. Также имеется определённый прирост негосударственных инвестиций в науку, что составляет более 30% от общего объема финансирования.

В целом, поставленные в Государственной программе основные задачи решены, и имеется положительная динамика в развитии системы образования и науки.

Сделано немало. Но впереди у нас еще много задач.

Остановлюсь подробнее на них.

Дошкольное воспитание и обучение

Министерством будет продолжена работа по обеспечению равного доступа к качественному дошкольному образованию.

Новые программы.

Елбасының тапсырмасы бойынша 2019 жылғы 1 қыркүйектен бастап балаларды ерте жастан дамыту бағдарламасы енгізіледі.

Изменение возрастной периодизации.

Бүгінгі күні екі жастағы балаларды қамтуға да ата-аналардың сұранысы өте жоғары. Бұл жас аналардың еңбек етуді қалауымен тығыз байланысты. Ерте жастан қамтылған балалар математика, оқу сауаттылығы бойынша жақсы нәтижеге қол жеткізеді.

Балалардың балабақшаға бару кестесін қайта қарау қажет. 6 жастағы балаларды балабақшадан мамыр айынан бастап шығару тәжірибесін тоқтату керек. Балалардың балабақшаға бару уақытын тамыз айына дейін ұзартып, соңғы айларды мектепке дайындау үшін пайдалану керек.

Соответственно, необходимо пересмотреть задачи по повышению охвата детей в возрасте от 2 до 5 лет дошкольным обучением и воспитанием.

Обеспечение безбаръерного доступа. В целях увеличения охвата детей с особыми образовательными потребностями дошкольным воспитанием и обучением будет продолжена работа по обеспечению безбаръерного доступа и созданию условий для организаций образовательного процесса.

Кадровое обеспечение, повышение квалификации  и повышение зарплаты.

Кадрлардың сапалық құрамын жақсартудың және тәрбиешілер біліктілігін арттырудың бірыңғай жаңартылған бағдарламасы әзірленді және енгізілді. Биылғы жылы 12 мыңнан аса тәрбиеші арнайы курстардан өткізілді. Келесі жылдары да оларды оқытуды жалғастырамыз.

Елбасының тапсырмасымен тәрбиешілердің еңбекақысын көтеру Үкіметтің қолдауымен жүзеге асырылып келеді. Мысалы, он жыл тәжірибесі бар тәрбиешінің жалақысы 60 мыңнан 77 мыңға, немесе 28 пайызға көтерілді. Жаңа Заң аясында әр жыл сайын 10 пайызға арттырып, жаңа аттестаттау жүйесіне көшірілумен 2024 жылы шамамен 77 мыңнан 165 мыңға дейін өседі. Ендігі кезекте тәрбиешілер өздерінің кәсіби деңгейін өсіруге, сапалы қызмет жасауға еңбектенуі тиіс.

Автоматизация приема детей в дошкольные учреждения. В целях обеспечения равных прав, прозрачности при приеме детей в организации дошкольного  образования и в первый класс эти государственные услуги будут полностью автоматизированы. Увеличится доля организаций дошкольного и среднего образования, охваченных государственными услугами через портал электронного Правительства.

Работа с родителями. Для дистанционного обучения родителей по уходу за детьми дошкольного возраста будет доработан и обновлен контент портала «Отбасы.kz», в том числе будут предусмотрены онлайн курсы для родителей детей от 0 до 3-х лет. Для родителей, чьи дети не посещают дошкольные организации, будут  созданы консультационные пункты при действующих дошкольных организациях.

Общественная оценка дошкольных организаций. Мы будем внедрять в пилотном режиме онлайн рейтинг дошкольных организаций. Общественная оценка покажет реальную картину, соответственно будем реагировать, и принимать меры по улучшению работы дошкольных организаций.

Повышение требований к детсадам. Жекеменшік балабақшалардағы келеңсіз оқиғалар жайлы да айтпауға болмайды. Әлеуметтік желілерде, бұқаралық ақпарат құралдарында заңсыздықтар, тәрбиешілер тарапынан дөрекіліктер, санитарлық-гигиеналық, өртке қарсы, тамақтану нормаларының бұзылуы көптеп таралуда. Мұндайды тоқтатуымыз керек.

Министрлік «Атамекен» ұлттық кәсіпкерлер палатасымен бірлесіп, осындай жағдайларды болдырмау үшін нақты шаралар қолдануды жоспарлады. Өз кезегінде мемлекеттік тапсырыс орналастырылған балабақшаларда жергілікті білім басқармалары, білім бөлімдері бұл сұрақты үнемі бақылауында ұстауы тиіс. Біз осы мақсатта балабақшаларға талаптарды күшейтуге тиіспіз. 

В среднем образовании

«Әліппе» туралы сұрақ көптеп көтеріліп жатыр. Біз  «Әліппені» қайтару қажет деп есептейміз. Ол 2021 жылы латын әріпіне көшумен қатар өздеріңізге жақсы таныс, қазақ тіліне бейімделген Ахмет Байтұрсыновтың әдістемесі негізінде енгізілетін болады.

Завершится переход на обновленное содержание. В этом году на обновленные программы перейдут учащиеся 4, 9, 10 классов. В следующем году — 11 классы. Таким образом завершится полный переход на обновленные программы.

С 2021 года начнется поэтапный переход на 12-летнее обучение. Есть несколько путей, но мы склоняемся к постепенному переходу по мере готовности школьной инфраструктуры, программ по схеме 5+5+2. При его внедрении уменьшится нагрузка на детей и будет обеспечена ранняя профилизация.

Система оценивания. Изменения в учебных программах потребуют системного пересмотра инструментов оценивания в соответствии с ожидаемыми результатами ГОСО, обновления формата и содержания итоговой аттестации и ЕНТ.

В рамках перехода на обновленное содержание система оценивания образовательных достижений учащихся и выпускников школ поэтапно будет трансформирована на международные стандарты PISA, SAT, ACT и др. Но здесь есть проблема – не все учителя понимают это. Необходимо обучить их международным стандартам оценивания.

В целом мы поменяем формат итоговой аттестации школьников в сторону измерения функциональной грамотности. Критериальная система в школах внедрена, но все еще есть недопонимание среди родителей. Школы допускают проведение в день по 5-6 СОР и СОЧ, что недопустимо. Некачественно проводят формативное оценивание, оно превратилось в проставление смайликов, нет реальных комментариев. В результате идут жалобы от родителей. Задания для СОР и СОЧ учителя должны составлять самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их нельзя копировать с базы СМК.

Усиление работы с одаренными детьми. Мы намерены дальше поддерживать одаренных детей. При этом будем стремиться к выравниванию школ, подтягивать слабые школы к уровню гимназий и лицеев.

Мы с достоинством отмечаем, что одаренные дети успешно представляют Казахстан на международных интеллектуальных соревнованиях.

Всего за последние три года казахстанскими школьниками завоевано 344 золотых, 540 серебряных, 848 бронзовых медалей.

Эти школьники должны стать «Золотым фондом» для будущего Казахстана. Самые лучшие вузы нашей страны должны прилагать максимум усилий для того, чтобы они стали их студентами и вести их на протяжении всего периода обучения.

Мы разрабатываем открытую и прозрачную систему для участия детей в олимпиадах и конкурсах. Олимпиады нужны, они создают соревновательность среди детей.

Платных олимпиад в школе не будет. Дети при желании могут участвовать в них вне школы.

Профилизация в среднем образовании. В новом учебном году свыше 200 тыс. десятиклассников начнут обучаться по новым ТУПам, ориентированным на выбор будущей професcии. В дальнейшем профилизация должна начаться уже с 7 класса.

Новые предметы. Будут внедрены новые предметы «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование» по выбору учащихся, а также обновленная учебная программа «Начальная военная и технологическая подготовка».

Переход на латиницу. Елбасының тапсырмасын орындау мақсатында латын графикасына көшу жұмыстары жалғастыруда.

Повышение качества и новый механизм экспертизы учебников. Мы понимаем, что пришло время пересмотра подходов к этому процессу, который вызывает много нареканий со стороны общественности. Считаем, что каждое издательство должно усилить свою внутреннюю экспертизу, бороться за качество, за выбор школами их учебников, чтобы его учебники могли составлять реальную конкуренцию.

Авторы учебников должны быть узнаваемы среди учителей. Издательства должны организовывать встречи с коллективами педагогов, разъяснять авторское видение и преимущества своих учебников. При этом должны быть установлены единые требования к структуре учебников, дизайну, оформлению содержания и ссылок.

Мы предпримем меры для обеспечения качества учебников: будет организовано обучение авторов; «слепое» рецензирование учебников; эксперты будут сертифицироваться.

Первичная экспертиза учебников будет за счет государства, последующие платно, за счет авторов и издательств.

Экспертиза будет проводиться на портале, будет проведена полноценная апробация.

Есть мнение, что учебник несет второстепенную роль, я с этим не согласен. Это основной инструмент в руках учащихся и учителей.

 «Легкий портфель». В текущем году Министерством будет реализован проект «Легкий портфель». Мы дали выбор родителям, учащиеся могут оставлять бумажные учебники в школ, а дома использовать электронные. Для этого у них будет возможность доступа и скачивания электронных учебников на сайте Министерства.

Рабочие тетради, для всех классов необязательны, и педагоги не должны заставлять родителей приобретать их.

Устранение образовательного неравенства. Во исполнение поручения Главы государства по сокращению разрыва качества образования между городскими и сельскими школами предусмотрен ряд мер.

Во-первых. Разрабатывается новая модель и механизм финансирования МКШ с прикреплением их к опорным школам-интернатам. Здесь вопросов много: оплата труда учителей во время сессий, в межсессионный период.

Во-вторых. Для сокращения дефицита педагогических кадров в сельской местности будет внедрен пилотный проект «мобильный учитель».

В-третьих. Построение нового типа школ на селе, а именно «модульных школ». Если село закрывается, то школу можно разобрать и перенести в другой перспективный населенный пункт.  Это позволит сэкономить средства на стройку.

В-четвертых. Кроме интернатов следует практиковать и возможности проживания во «временных семьях». Такой опыт имеется в СКО.

Интернаттардың жағдайын жөндеу керек. Оларда өзіміздің ауылдың балалары тұрып жатыр. Қаражат бөліп, жөндеу жүргізіп, жихаз жаңартып, интернет енгізу қажет.

Сейчас опорные школы во время сессионного пребывания детей не учитывают разницу в знаниях, и сажают всех в один класс. Дети прикрепленных школ при этом испытывают большой дискомфорт. Так работать нельзя. Нужно обязательно учитывать  разницу в уровнях подготовки, при необходимости проводить индивидуальные занятия.

Трехязычие. Особое внимание заслуживает вопрос обучения на трех языках. Следует отметить, что 70% мира (178 из 252) являются полиязычными, более половины населения мира – билингвалы.

Қазақ тілін білу әр қазақстандық азаматтың борышы. Қазақ тілін дамытуды Президентіміздің тапсырмасы аясында орындайтын боламыз. Барлық білім мекемелерінің негізі ұстанымы- мемелекеттік тілді дамыту болады.

Русский язык — язык межнационального общения и он должен иметь свое достойное место.

Английский язык – средство интеграции в мировую экономику. Мы будем его развивать. Преподавание предметов ЕМЦ на английском языке будет осуществляться по мере готовности школ с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.

Для этого мы обучили более 14 тыс. учителей и намерены поддерживать их в методическом плане, чтобы они могли быть готовы к преподаванию своих предметов на английском языке.

Ежегодно выделяется 1000 грантов для подготовки молодых специалистов, преподающих предметы на английском языке.

Новая методика финансирования строительства и капремонта школ. Для решения проблем аварийных, трехсменных школ и дефицита  ученических мест будет введена новая методика финансирования строительства и проведения капитального ремонта школ.

Мы продолжим строительство за счет бюджета 115 школ.

Необходимо своевеременно проводить капитальный ремонт, чтобы не допустить аварийность школ.

Будем открывать частные школы за счет подушевого финансирования. В ближайшее время их будет открыто 50.

Кроме того, для обеспечения комплексного видения нами будет разработана интерактивная карта отслеживания дефицита и профицита ученических мест с оценкой возможных причин их возникновения, используя возможности национальной образовательной базы данных.

Повышение качества психологической службы. С этого года мы начнем работу по пересмотру работы социально-психологических служб. Школы испытывают большой дефицит в квалифицированных психологах. Кроме того наблюдается неудовлетворительное качество работы психологов, социальных педагогов, классных руководителей. Мы намерены их обучать.

Школьное питание. Действующие правила организации школьного питания имеют коррупционные риски. Поэтому они будут изменены. Кроме того будут пересмотрены нормативы питания школьников.

Защита прав детей. В рамках исполнения поручений Елбасы планируется создание негосударственных агентств по усыновлению, в функции которых также войдет обучение потенциальных приемных родителей. Они должны быть аккредитованы.

Медленно идет процесс деинституционализации детдомов. Еще в 109 детдомах воспитываются около 5 тыс.детей. За последний год их количество уменьшилось на 1 тысячу .

Мы должны активизировать передачу детей на патронатное воспитание и фостерные семьи. Хочу остановиться на таком остром вопросе как постановка в очередь на жилье воспитанников детдомов. Имеет место практика, когда дети стоят в очереди в регионах, где практически не ведется строительство. Значит  эти дети никогда не получат жилье. Мы этот вопрос пересмотрим так, чтобы ставить их в очередь в быстрорастущих городах.

Сегодня необходимо качественно разнообразить формы воспитательной работы, формы взаймодействия с родителями, пересмотреть подходы к проведению внеклассных и воспитательных мероприятий. В век большой занятости родителей, все более актуальными становятся вопросы семейного воспитания, часто дети оказываются наедине со своими нерешенными вопросами. Участились случаи жестоких избиений среди подростков, суицидов, мелких преступлений и правонарушений, хулиганства, булинг, старшклассники отбирают деньги у младших. Мы не можем скрывать это. Мы далеки от того, чтобы обвинять во всем этом школу, зачастую не школа является первопричиной данных явлений, но все же мы не должны снимать с себя ответственности за жизнь и безопасность детей.

Мы надеемся на большую поддержку в этом вопросе со стороны Уполномоченного по правам ребенка Аружан Саин.

Инклюзивное обучение.

На сегодня пересмотрены образовательные программы педагогических специальностей вузов в части обучения студентов методам работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Увеличено количество грантов на специальности «дефектология» и «социальная работа».

Однако сохраняется очередность для получения консультации и коррекции детей с особыми образовательными потребностями. Родители 3-6 месяцев ждут свои очереди.

Мы намерены изменить подходы, будем предусматривать размещение государственного заказа в кабинетах коррекции. Это увеличит их количество. Из ПМПК будет убираться медицинский блок.

Будет обеспечено сопровождение в инклюзивной среде детей с особыми образовательными потребностями педагогами-ассистентами (тьюторами).

В рамках реализации проекта модернизации среднего образования планируется создать 17 ресурсных центров по поддержке инклюзивного образования во всех регионах.

Система аттестации педагогов. Изменена система аттестации педагогов. Это реальный механизм увеличения заработной платы. Более 120 тыс. педагогов уже это ощутили на себе.

Профессиональный рост педагогов и руководящего состава организаций дошкольного и среднего образования будет определяться через прохождение аттестации путем сдачи национального квалификационного теста.

Будет изменена процедура прохождения Нацквалтеста. Она будет полностью автоматизирована. Исключено вмешательство руководства. Место и сроки прохождения квалтеста претендент определяет самостоятельно.

Контроль за процессом сдачи квалтеста будет осуществляться с использованием видеоконтроля, никакого осмотра при входе в аудитории не будет. Но в случае выявления в процессе прохождения теста использования запрещенных средств, претендент удаляется из аудитории и лишается права на прохождение квалтеста на 5 лет. Соответствующие нормативные акты будут приняты.

Ассоциации учителей-предметников. В целях повышения качества образования, совершенствования методики преподавания, обмена положительного опыта, внедрения инновационной практики будут создаваться ассоциации учителей-предметников.

Будем внедрять 5 дневную рабочую неделю для школьных учителей. Если школа перешла на пятидневку, то учитель вправе использовать субботний день на свое усмотрение. Учителя смогут провести его дома, со своими детьми. При этом администрация школы один раз в месяц может ставить заседания педсоветов, методсоветов, др. организационных мероприятий.

Повышение квалификации педагогов. Существующая система повышения квалификации педагогов требует модернизациии. Ежегодно педагоги будут проходить курсы повышения квалификации в аудиторной и дистанционной формах на ваучерной основе. По итогам будет проводиться оценивание результатов обучения.

Система наставничества. В этом учебном году ряды учителей пополнят более 10 тыс. молодых специалистов из числа выпускников колледжей и вузов. Для них с 2020 года планируется внедрение системы наставничества.

Повышение престижа профессии педагога. Будет реализован комплекс мер по повышению престижа профессии педагогов через стимулирование в виде материального  и нематериального поощрения, а также организация цикла телерадиопередач о лучших педагогах организаций образования.

Закона РК «О статусе педагога». В целом, для повышения социального статуса педагогов будут реализованы все меры и стимулы, вытекающие из Закона РК «О статусе педагога».

Предусмотрены: повышение заработной платы, доплата за педмастерство, доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, сокращение нагрузки, увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней, доплата в школе за наставничество и степень магистра, право местным исполнительным органам на дополнительные меры стимулирования педагогов и на выплату вознаграждения в размере 300 МРП за звание «Лучший педагог». Кроме того, предусмотрены нематериальные стимулы: государственная награда Республики Казахстан «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». Предусматривается защита чести и достоинства педагога и запрет на привлечение к несвойственным работам.

Статус организаций образования. Требует анализа статус организаций образования. Имею в виду наши гимназии и лицеи. Сегодня, порой, имея значительные преимущества в часах, оплате труда, качество знаний их учащихся не отличается от общеобразовательных школ. Поэтому мы пересмотрим квалтребования, предъявляемые к образовательной деятельности школ, гимназий, лицеев, специализированных школ, колледжей и высших колледжей. Также будет предусмотрена процедура отзыва лицензии либо изменение статуса при несоответствии требованиям.

Изменения в структуре системы управления образованием. Реорганизацию министерство начинает с себя. Проведен функциональный анализ, с учетом которого будет перестроена структура, исключены дублирующие функции.

Также произойдет реорганизация в подведомственных организациях, вузах и НИИ. Министерство само задаст систему показателей KPI, по которым  будет оцениваться эффективность работы руководителей.

В настоящее время наблюдаются проблемы в имплементации принятых решений на районном уровне. В этой связи регионах будет выстроена новая вертикаль управления. Районные и городские отделы образования будут непосредственно подчинены областным управлениям образования. Будет разработана рамочная структура управлений и централизация финансирования организаций образования на уровне области, городов республиканского значения и столицы.

Будет действовать институт подготовки кадрового резерва – лидеров дошкольного и среднего образования, реализована программа «Руководитель новой формации». Претенденты на должность должны будут сдавать тест и представлять программу развития школы.

Изменились правила назначения директоров школ. Кандидаты уже проходят пятиступенчатый отбор. Дальнейшим стимулом для повышения заработной платы директоров станет аттестация. Будут установлены первая, вторая, высшая категории для директоров, завучей и завметодкабинетами. Надбавки к зарплате составят от 30 до 100%. Кроме того стартовая зарплата директора будет зависеть от количества обучающихся. Соответствующие параметры оценивания будут разработаны.

Будет вводиться ротация директоров.

Будут разработаны новые квалификационные требования для руководителей управлений, отделов образования, будет обязательное требование наличия педагогического образования. Мы выходим с этим предложением в Агентство по делам государственной службы.

Контроль в сфере образования. Мы намерены изменить подходы к контролю в сфере образования. Будем осуществлять контроль,  параллельно обеспечим методическое сопровождение. В связи с этим ККСОН будет преобразован в Комитет по обеспечению качества в сфере образования и науки.

ВОУД планируем отменить.  Вместо нее будут проводиться срезы знаний с предоставлением комплексного анализа выявленных недочетов и вырабатываться меры по улучшению ситуации.

Дополнительное образование очень важно. Мы должны сохранить и развивать художественные, музыкальные, танцевальные, туристско-краеведческие кружки. Робототехника, СТЕМ-образование, 3Д-принтинг и программирование, детские технопарки и бизнес-инкубаторы также получат свое развитие.

Нас беспокоит, что в регионах имеют место  факты необоснованного сокращения учреждений допобразования в отдельных регионах. Считаю, что это недопустимо.

Теперь о техническом и профессиональном образовании ТиПО выполняет две главные функции: профессиональную подготовку и социальную адаптацию.

Есть мнение исключить ООД из программы колледжей. Я с этим не согласен. ООД дает возможность обучающимся продолжать обучение в дальнейшем для профессионального роста.  А для получения отдельных рабочих специальностей имеются краткосрочные курсы.

Большую поддержку ТиПО окажет инициированный Елбасы проект «Жас Маман», в рамках которого на базе 180 колледжей и 20 вузов за три года будет подготовлено свыше 200 тысяч специалистов по новым стандартам, повысят квалификацию более 15 тысяч преподавателей. На реализацию данной программы из республиканского бюджета будет выделено 56 миллиардов тенге.

Преемственность образовательных программ. Уже  обновлены 246 учебных планов на основе модульно-компетентностного  подхода. Будет осуществлена синхронизация содержания программ старших классов школы с программами ТиПО. Это позволит выпускникам школы получить вместе с аттестатом свидетельство на рабочую квалификацию.

Новый классификатор специальностей и квалификаций профобразования. Будет разработан Классификатор с учетом МСКО, создан реестр образовательных программ и создана Национальная система оценки, признания, накопления и перевода результатов обучения (на основе ECVET).

В текущем году будут разработаны Атлас новых профессий, отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты, с учетом которых колледжи обновят свои образовательные программы.

Проект «Бесплатное ТиПО для всех» реализуется уже третий год. В этом году в перечень категорий участников Программы включены дети из малообеспеченных семей. 200 тысяч студентов получают первую рабочую специальность бесплатно.

Также с нового учебного года участники Программы могут обучаться бесплатно не только по рабочей квалификации, но и по квалификации «Специалиста среднего звена». Студентам предоставлена возможность получения до 3-х родственных квалификаций в рамках одного периода обучения, с возможностью выхода на рынок труда после получения каждой квалификаций.

Дуальное обучение внедрено в 500 колледжах с участием более 3 тыс. предприятий и  охватом 19,8% студентов. Для расширения охвата предлагаем возмещать расходы предприятий за счет госзаказа (20% от госзаказа). Здесь имеются проблемы с наставничеством и страхованием жизни обучающихся. Предприятия не хотят брать на себя ответственность. Это мы будем решать.

При содействии бизнеса открыты Центры компетенций в 6 колледжах. До 2023 года такие центры будут работать повсеместно.

Планируется уже со следующего года масштабировать этот опыт на 180 колледжей в рамках проекта «Жас маман».

Международные отраслевые стандарты и аккредитация. Будет проработан вопрос по внедрению международных отраслевых стандартов в систему ТиПО и прохождению добровольной процедуры аккредитации. Госзаказ не будет связан с процессом аккредитации.

Аттестации педагогов колледжей. Повысится статус педагогов колледжей. Будет внедряться новая система аттестации педагогов колледжей с доплатой за квалификационную категорию через систему тестирования.

Привлечение специалистов с производства. Также будут приняты стимулирующие меры для привлечения специалистов с производства, путем их обучения навыкам педмастерства, доплаты за квалификационный разряд, учета их стажа на производстве.

Увеличение стипендий студентам колледжей. Согласно поручению Главы государства студентам колледжей, обучающихся по рабочим квалификациям, с нового учебного года будет увеличена стипендия на 30% (21 787 тг.). Эта большая поддержка, особенно для сельских колледжей, где 60% студентов обучаются дети из социально уязвимых семей.

Внедрение международных стандартов WorldSkills, ECVET Техническое и профессиональное образование мы намерены развивать путем гибких программ для удовлетворения запросов работодателей, внедрения международных стандартов WorldSkills, ECVET, создания системы профориентации и карьеры.

Продолжится движение WorldSkills. В дополнение к региональным и национальным чемпионатам будут проводиться чемпионаты по направлениям: ZhasSkils, FUTURE, Digital, Agroskills.

Передача колледжей в доверительное управление без права выкупа будет осуществляться крупными компаниями, и к этому вопросу нужно подходить осторожно.

Аттестации руководителей колледжей. Будет внедрена система аттестации руководителей колледжей по KPI, а также их конкурсного замещения.

Лицензирование колледжей будет по специальностям, а не по квалификациям. Колледжам будет дано право оказывать платные услуги и реализовывать произведенные товары.

Будет изменен механизм размещения госзаказа. В рамках подушевого финансирования госзаказ будет размещен в колледжах, которые выбрали студенты.

Задачи в высшем и послевузовском образовании

Будет продолжена работа по внедрению основных положений Закона «Об академической и управленческой самостоятельности вузов».

100 процентов образовательных программ будет обновлено с ориентацией  на профессиональные стандарты и навыки SoftSkills, HardSkills. С целью их упорядочения и систематизации функционирует Реестр образовательных программ.

Трансформация ЕНТ. Планируется  трансформация ЕНТ в стандартизированный тест, нацеленный на выявление готовности молодежи к обучению. Со следующего года гранты не будут привязаны к языку обучения, а определяться баллом ЕНТ.

Справочно: На 2019-2020 учебный год выделено 53 785 грантов, из них 2 450 мест для обучения на подготовительных отделениях вузов, 51 335 грантов – для приема на 1 курс по очной форме обучения, в том числе для выпускников колледжей 3 тыс. грантов, поступающих по профилю подготовки.

Кстати хочу отметить, что имеют место факты, когда абитуриенты ищут способы обмануть систему.  Любые попытки использования запрещенных предметов во время тестирования будут пресекаться. Результаты аннулироваться.  Обман во время экзаменов — первый шаг к более серьезным правонарушениям. Будет меняться и сама процедура ЕНТ — внедряться электронная идентификация абитуриентов.

Ваучеры. Повышение размера гранта. Мы разрабатываем, систему, когда гранты будут идти за студентом на основании ваучера. Этим ваучером он сможет оплатить исключительно свою учебу в вузе. Помимо этого, студенту будет дано право со своим грантом переходить в другой вуз на условиях сооплаты. Также и вузам дадим право выбирать студентов.

Размер государственного образовательного гранта не повышался 2012 года. Сейчас его размер меньше, чем размер краткосрочных курсов. Поэтому необходимо поэтапное повышение размера госгранта. Это позволит вузам существенно повысить заработные платы ППС и работников и улучшить инфраструктуру.

Талантливые студенты и альтернативное зачисление. При формировании контингента студентов вузами будут выработаны действенные механизмы по привлечению талантливых студентов. Будет внедрен механизм альтернативного зачисления в вузы на основе международного стандартизированного сертификата SAT, ACT, GMAT, GRE-тесты в ВУЗ наравне с ЕНТ и вступительных экзаменов в докторантуру.

Онлайн прием. Предусматривается   переход  к цифровизации процедуры приема документов (online admission). Будет сформирован электронный архив выданных документов об образовании.

Совершенствование системы обеспечения качества высшего образования. Будет продолжена работа по дальнейшему повышению качества высшего образования. Усилены требования к процедурам  и  применениям  стандартов  внешнего  обеспечения  качества, произойдет поэтапный переход к профилизации процедуры аккредитации. Внедрены принципы внутренной системы обеспечения качества  вузов. Введена система сертификации выпускников вузов.

Соразмерная оплата. Будут приняты меры по исключению практики, когда студенты, обучающиеся на гранте, после третьего курса переходят на платное обучение.  Такие студенты должны будут возмещать расходы по гранту.

Повышение качества  педагогического образования. Будут приняты меры по повышению качества  педагогического образования. Мы в пилотном режиме введем сдачу нацквалтеста выпускниками педагогических специальностей, пока добровольно. А с 2021 года эта процедура станет обязательной. Те вузы, выпускники которых не отвечают необходимым требованиям, должны лишаться лицензии на подготовку педагогов. Впрочем, эту процедуру можно осуществить и добровольно.

Педпрактика играет большую роль в подготовке учителя. С нового учебного года педвузы начнут осуществлять непрерывную педпрактику по новым методрекомендациям.  Здесь будут учтены интересы и методистов школ и обучающихся.

Программа PGCE. Для решения проблемы дефицита квалифицированных педагогов будет разработана и внедрена программа PGCE (Профессиональный сертификат в области образования). Осуществлен так называемый «боковой» вход в профессию педагога.  Лица с высшим непедагогическим образованием, пройдя в профильной магистратуре блок педагогических дисциплин, смогут осуществлять педагогическую деятельность.

Жесткие требования будут предъявляться к лицензированию педагогических специальностей. Сейчас из 140 вузов 84 готовят педагогов. Во многих из них нет качественной подготовки. Их количество будет сокращено. Возможно в каждом регионе будут по одному вузу. Кроме того мы пересмотрим проходной балл для поступления на педспециальности. Это связано с особым статусом педагога.

Отчеты ректоров. Будет продолжена практика отчетов ректоров вузов перед общественностью. Это повысит их ответственность и позволит объективно оценить их KPI.

Зарубежные топ-менеджеры. В целях повышения конкурентоспособности казахстанского высшего образования за последние 4 года привлечены  105 зарубежных топ-менеджеров  из стран Европы, США, Индии, Японии, Турции. Данная практика позволила пересмотреть  стратегии развития вузов, модернизировать структуру, увеличить количество образовательных программ на английском языке, и расширить участие ППС вузов  в международных грантовых программах. С 2020 года мы планируем привлекать зарубежных топ-менеджеров сроком на 3 года.

Обучение молодых ученых и топ-менеджеров.  Важная задача — повышение интеллектуального  потенциала высшего образования. Для решения данной задачи мы планируем обеспечить обучение молодых ученых и ППС, усилить сотрудничество с зарубежными партнерами. Планируется запуск программы повышения квалификации топ-менеджеров вузов совместно с «Назарбаев университетом».

Стипендиальная программа для иностранных студентов. Казахстан должен стать образовательным хабом для студентов ближнего и дальнего зарубежья. Так в этом году запущена стипендиальная программа для иностранных студентов и казахской диаспоры. Данная программа должна стать катализатором для привлечения иностранных студентов. При этом ректорам следует активизировать работу по разработке образовательных программ на английском языке, совместных и двудипломных программ

Укрепление региональных вузов. Для усиления региональных вузов, уже с этого года будут созданы «Центры академического превосходства», которые будут заниматься оснащением материально-технической базы, привлечением высококвалифицированных кадров в регионы и формированием исследовательской экосистемы.

Онлайн-обучение.  Хочу обратить на практику последних лет, когда зарубежные вузы предлагают полное дистанционное обучение, фактически продают дипломы.

Нужно поставить преграду к таким дипломам и не осуществлять их признание. Будет развиваться казахстанская платформа онлайн обучения. Поэтому должны быть разработаны квалификационные требования к онлайн обучению.

Воспитательная работа в вузах будет осуществляться на основе духовно-нравственных ценностей программы «Рухани жаңғыру», а также программной статьи «Семь граней Великой степи» Для этого вузами будут реализован комплекс мер, направленный на   вовлечение студентов в общественную жизнь, формирование коммуникативной культуры, активной жизненной позиции, необходимых для перехода от обучения к продуктивной занятости.

Дальнейшее развитие получат дебатное движение, лидерские школы, социальные клубы. Будем дальше развивать студенческое самоуправление.

Задачи научной сферы

Развитые наука, технологии и инновации – ключ к повышению конкурентоспособности экономики Казахстана.

Глава государства уделяет особое внимание развитию науки. По его поручению уже в следующем году в проекте бюджета предусмотрено значительное увеличение финансирования, планируется увеличить в полтора раза, а в дальнейшем довести до 1% от ВВП (2019 г. – 0,12%).

Это накладывает на всех нас особую ответственность и обязательства по обеспечению реального вклада науки в экономику страны.

Развитие научной сферы будет акцентировано на следующих направлениях.

Развитие человеческого потенциала. Важнейшим вопросом в научной сфере является развитие человеческого потенциала.

Для этого предусматривается пересмотр должностей научных работников, повышение зарплаты, их переподготовка, а также меры по привлечению и закреплению в науке молодых талантов и наиболее результативных ученых.

Меры поддержки ученых. Уже принимаются меры системной поддержки ученых, в том числе молодых: модернизация программы послевузовского обучения, реализация постдокторских программ, углубленное изучение академического английского языка, обучение процедурам привлечения международных грантов с созданием информационной платформы – интегратора международных конкурсов, поддержка участия казахстанских ученых в крупных международных исследованиях.

В действующую единую базу защищенных диссертаций также будут включены дипломные работы и магистерские диссертации. Это позволит существенно повысить уровень исследований, противодействовать плагиату.

Мы намерены пересмотреть требования по публикациям при защите диссертаций. Принцип простой – вместо нескольких публикаций в слабых журналах лучше одна публикация в признанном журнале с высоким квартилем.

Меняются требования к публикациям для присвоения степени PhD. Теперь будет не обязательно иметь большое количество статей в журналах, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере образования и науки.

Будут предусмотрены альтернативные варианты, когда, к примеру, наличие 2 публикаций в международных рецензируемых журналах будет достаточно для подачи документов на защиту. Это уменьшит количество некачественных публикаций и будет стимулировать ученых к написанию оригинальных и высокоцитируемых научных статей. В перспективе мы планируем предусмотреть отдельные требования для гуманитарных и социальных специальностей, учитывая их особую специфику.

Перечень научных изданий, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере образования и науки, сегодня состоит из 177 изданий. Вместе с тем, требования, предъявляемые к изданиям формальны и не всегда обеспечивают высокое качество контента.  В связи с чем, мы начали работу по адаптации наших требований к требованиям баз данных Scopus и Web of Science.

Сегодня отсутствие плагиата в  диссертационных работах определяется на основе программы «Антиплагиат» Национального центра государственной научно-технической экспертизы (далее – НЦГНТЭ). Однако это база не проверяет на плагиат научные труды, изданные вне страны и ограничена даже в казахстанском контенте. В связи с чем, вносятся изменения в законодательство о необходимости проверки на наличие плагиата в международных базах данных. Это будет важной мерой по повышению качества и обеспечению научной новизны отечественных диссертационных работ.

Новые программы переподготовки для руководителей. Мы планируем реализовать новые программы переподготовки для руководителей научных организаций, а также привлечь к исследованиям успешных зарубежных ученых.

В то же время хочу напомнить, что необходимо соблюдение всеми учеными условного этического кодекса, который должен стать основой при рассмотрении фактов плагиата, фальсификации данных и иных нарушений норм, принятых в научной среде.

Совершенствование нормативной базы в сфере науки. В настоящее время в целях совершенствования системы управления наукой вносятся изменения в правовые акты, регламентирующие науку. В частности, пересмотрены правила финансирования науки, правила проведения ГНТЭ, положение и состав ННС. Как Вам известно, все эти изменения широко обсуждались с научным сообществом, а также на портале открытых НПА.

Обновление ННС. На данный момент существенно обновлены составы ННС. Так, повышены требования к членам ННС и детализированы критерии их отбора. Главным станет объективный показатель научной значимости — индекс Хирша.

Повышение качества и востребованности научных исследований. В целом, перспективные направления и актуальные задачи развития науки будут определяться по итогам форсайт-исследований.

На днях состоялось заседание ВНТК, на котором поддержаны новые расходы по грантовому и программно-целевому финансированию на 2020-2022 годы. Это означает, что после утверждения бюджета  будут объявлены новые конкурсы на грантовое и программно-целевое финансирование.

Призываю Вас принять активное участие в этих конкурсах. Время отдельных ученых прошло. Междисциплинарные исследования являются одним из основных мировых трендов в науке. Поэтому, усилия ученых должны быть объединены и сформированы коллективы, в том числе международные, для решения актуальных проблем экономики.

Теперь конкурсы на грантовое финансирование и ПЦФ будут проводиться ежегодно. Все конкурсные процедуры, включая  подачу заявок, принятия решения о финансировании и прием итоговых отчетов будут осуществляться в единой цифровой базе.

Предполагается разработать методику оценки результативности научных организаций, на основе которой будет осуществляться ранжирование НИИ. Данный рейтинг позволит дифференцировать подходы к финансированию научных организаций.

Привлечение внебюджетных средств в науку. Мы должны сделать науку привлекательной для негосударственного финансирования. Со-финансирование частного сектора ежегодно увеличивается, сумма вложений в 2018 году составила – 2,3  млрд. тг. (2017 г. – 2,1 млрд. тг., 2016 г. – 400 млн. тг.). Мы видим положительную динамику, но этого недостаточно. В развитых странах софинансирование науки из частного сектора составляет до 50%.

На сегодняшний день Министерством, в рамках вносимых изменений в НПА, предусмотрено установление требований по привлечению средств частного со-финансирования научных исследований.

Необходимо усилить работу по подаче международных PCT-заявок на патенты, что позволит привлечь инвесторов и обеспечить защиту интеллектуальной собственности по всему миру. Сегодня мы имеем не более 10 заявок в год.

Наряду с этим, полагаю, что для привлечения частных средств необходимо повысить открытость науки. Представители производственного сектора и предприниматели должны знать о проводимых исследованиях и их результатах. Поэтому я обращаюсь к ученым с призывом к сотрудничеству с предпринимателями и бизнесменами. Их заинтересованность зависит именно от вас.

Поддержка молодых ученых. По поручению Елбасы впервые выделены средства на грантовое финансирование проектов молодых ученых. Это огромная поддержка молодых научных талантов.

Совет молодых ученых. Кроме того, мы вовлекаем нашу молодежь в разработку и реализацию государственной научно-технической политики. Поэтому в рамках Года молодежи с целью вовлечения молодых исследователей при нашем Министерстве создан Совет молодых ученых. Эта работа будет продолжаться.

Считаем, что все эти меры позволят решить задачи по повышению эффективности и результативности науки, синхронизации ее с инновационным развитием экономики страны.

Цифровизация образования и науки. В рамках трансформации цифрового образования Министерством планируется в текущем году завершить интеграцию НОБД с информационными системами в сфере образования, в том числе с системами ВУЗов, колледжей, местных исполнительных органов, что в дальнейшем позволит осуществить перевод документов образования, таких как аттестат и диплом, в электронный формат с возможностью их проверки онлайн посредством технологии блокчейн.

Кроме того, за счет интеграции с системами государственных органов будут автоматизированы практически все государственные услуги в сфере образования и науки, что позволит снизить коррупционные риски.

Мы разрабатываем электронную площадку по работе с лабораториями коллективного пользования, так называемое —  единое окно E-lab. Это позволит расширить доступ к имеющемуся лабораторному оборудованию для всех ученых.

Уважаемые участники конференции!

Многие задают вопрос: а нужны ли реформы в образовании? Может надо остановиться?

От реформирования нельзя уйти. Это перманентный процесс. Жизнь постоянно выдвигает новые требования.

Но хочу отметить, что у нас основные реформы уже запущены. Задача – практическая имплементация их и корректировка в соответствии с требованиями времени.

Проектный офис «ADAL BILIM». В заключение хочу отметить, что с целью выработки превентивных мер по противодействию коррупции в системе образования и науки, в июле т.г. создан Проектный офис Министерства «ADAL BILIM». Его должны поддержать все.

Принципы добропорядочности и академической честности должны стать нашими первостепенными задачами.

Организации образования должны стать открытыми и прозрачными. С нового учебного года мы внедряем опубликование на официальных сайтах тарификаций, штатного расписания, информации о расходовании бюджетных средств.

Уважаемые участники конференции!

Мы часто критикуем  наше образование, но если подойти объективно, то у нас и немало успехов.

Улучшены позиции Казахстана в рейтинге  IMD-2019, по субфактору «Образование»  мы занимаем 26 место среди 63 стран.

В 2018 году по фактору «Навыки» в ГИК ВЭФ Казахстан занял 57 место из 140 стран. Улучшена позиция по индикаторам «Качество профессионально-технического образования», «Критическое мышление в преподавании».

В 2017 году в Глобальном индексе конкурентоспособности по охвату начальным образованием Казахстан занял 4 место среди  137 стран мира, повысив свою позицию со 118 места.

В мировом Индексе развития человеческого капитала — 2018 ВЭФ Казахстан занимает 31-е место, в т.ч.10 место по обучению из 157 стран.

Казахстан вступил в Комитеты ОЭСР по инновационной политике и образовательной политике.

Уважаемые педагоги!

 С новым учебным годом мы связываем большие надежды на грядущие позитивные изменения в сфере образования.

Главная задача — исполнить поручения Елбасы и Главы государства и поднять казахстанское образование на уровень развитых стран.

Пусть  каждый педагогический коллектив найдет пути последовательного и достойного воплощения новых идей для дальнейшего развития нашей системы.

 Құрметті ұстаздар, әріптестер!

 Көріп отырғаныңыздай, өткен оқу жылында көп жұмыстар атқарылды. Және биік маңызды мақсаттарымыз алдымызда тұр.Оларды орындауда баршаңызға қажырлы еңбек, шығармашылық табыстар тілеймін!

Барлықтарыңызды жаңа оқу жылымен құттықтаймын!

Назарларыңызға рақмет!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*