Корреспондент республиканской научно-познавательной газеты «Bilim ainasy» побеседовал с заместителем директора школы-лицея № 37 Алибековой Гульден Зияшевной.
— Расскажите о целях и задачах программы?
— Целью подготовительных курсов является создание образовательной среды, способствующей интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой готовности детей к обучению в начальной школе, обеспечивающей успешность адаптации первоклассника.
Задача программы формирование эмоционально-положительного отношения ребенка к обучению в школе, формирование личности будущего школьника, соблюдение принципа преемственности «предшкольная подготовка — начальная школа».
— Чему обучаются дошкольники? Что они должны знать, уметь? С какой подготовкой они должны приходить?
- Дети в «Малышкину школу» приходят с разным уровнем подготовки. Кто-то хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний. А кто-то ещё не совсем готов к школе, поэтому такому ребенку нужно больше внимания со стороны учителя, родителей, школьного психолога. Дети учатся общаться друг с другом, слушать учителя, выполнять задания. Ожидаемые результаты по окончании курса: это соблюдение правил поведения в школе, гигиенических правил, составление рассказа по картинке, выразительное чтение стихотворений, пересказ небольшого текста, сказки, звуковой анализ слов, гласные и согласные звуки, знание цифр и чисел до 10, счет в пределах 20, ориентировка на странице тетради, книги, в пространстве, времени, решение простых задач, применение изобразительных средств.
Недельная учебная нагрузка – 20 час. Общий объем учебной нагрузки – 80 ч. Количество занятий в день – 4. Длительность занятия – 30 мин.
В ходе занятий задействована образовательная область «Коммуникация», в ходе которой занимаются развитием устной связной речи через знакомство с произведениями детской художественной литературы, формированием умений и навыков выразительного чтения и пересказа, речевого этикета, обогащение словарного запаса. Формируются представления о звуке, слоге, слове, предложении, ударении, формируется умение проводить звуковой анализ слов, развивается правильная артикуляция звуков (правильное четкое произношение звуков, выделение звуков из слов, нахождение слова с определенным звуком, определение места звука в слове). Детей знакомят с гигиеническими требованиями к посадке за столом, положению рук, формируются навыки ориентировки на странице бумаги, развивается мелкая моторика рук, глазомер.
Дети приобщаются к театрализованным играм для развития коммуникативно-речевых, артикуляционных навыков, формируется культура поведения взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развиваются индивидуальные творческие способности.
В образовательной области «Познание» происходит формирование элементарных математических представлений, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения, вариативности мышления творческих способностей), обучение приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
В образовательной области «Творчество» формируются навыки рисования с натуры и по представлению, закрепляется знание цветов и их оттенков, умение подбирать цвета по своему вкусу, обучаются использованию красок, карандашей и др., прививается художественный вкус, формируется умение лепить с натуры и по картинке, обучаются разным способам лепки, закрепляется умение передавать пропорции, приучаются работать в команде, оценивать свою работу и работу других детей. Также формируются навыки составления фигур из геометрических элементов, проводится обучение навыкам расположения предметов на листе бумаги, с использованием различных способов (вырезание, обрывание, из сложенных вдвое, гармошкой).
— С каким интересом дети приходят на занятия?
— Дети приходят в первый день по-разному. Есть дети, которые привязаны к родителям, поэтому им очень трудно адаптироваться. Учитель в первый день замечает, на какого ребенка нужно больше обратить внимание. Кому он даст больше заданий. И настроение у них разное, и уровень подготовки у деток отличается. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
— Насколько программа креативна, чтобы заинтересовать детей?
— Помимо основных предметов, которые посвящены развитию речи, коммуникации есть такие предметы как робототехника, основы программирования, курс хореографии. С детьми проводятся занимательные, подвижные, интересные игры.
— Дети какого возраста охвачены данной программой?
— Это 5 ,6, 7-летние дети. Разница между 6 и 7-летними детьми очень большая. Учителю действительно тяжело. Он должен быть мастером своего дела, чтобы довести всех до одного уровня, требования, цели. Педагог должен работать с каждым ребенком. Кроме того, мы можем предоставить дополнительные образовательные услуги в платной группе. Там дети меньшего возраста и получают раннее развитие.
— Сколько стоит платное обучение в месяц?
— Цена за месяц — 18 тысяч тенге.
— Какова роль родителей при подготовке детей к школе?
— Конечно, роль родителей очень велика. Поскольку, в первый год обучения без помощи родителей редко кто из учеников может легко влиться в систему образования. Очень важно, не только, чтобы ученик учился хорошо, важно, чтобы учитель помог сформировать позитивное отношение к школе, чтобы сложилось хорошее отношение с учителем. Чтобы не было отторжения ребенка от школы. Соответственно, и родитель должен всегда помогать своему ребенку. Не только во время учебы, но и сейчас перед тем, как ребенок пойдет в школу, родители должны говорить о школе позитивно, но в то же время, предупреждать, что это не развлечение, а работа, будут трудные моменты, но нужно быть терпеливым спокойным, внимательным, необходимо придавать ребенку уверенности в собственных силах.
Но встречаются родители, которые считают, что все зависит только от школы и начинают выражать некое недовольство учителям. Мы должны понимать, что только вместе, совместными усилиями: учителя, родители – смогут сделать так, чтобы маленькому ученику было легко войти в новый для себя мир. Именно для этого создана программа «Малышкина школа».
Ержігіт Күнтубаев
«BILIM AINASY»