Home » статьи » Роль учителя в реализации Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»

Роль учителя в реализации Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»

                Ведущая роль в реализации Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» принадлежит учителю. Важно реформировать не школу, а духовный мир учителя. Процесс нравственно-духовного образования будет успешен только при условии единства мысли, слова и дела учителя. Действительно, как бы профессионально ни говорил учитель о здоровом образе жизни, если он сам, к примеру, курит, бесполезными будут все его слова, ему никто не поверит, поскольку он не будет искренен. Не будет толку от учения, если учитель думает одно, говорит другое, а делает третье. Любящий и добрый учитель, который терпелив и полон скромности, сыграет жизненно важную роль в воспитании хорошего характера у учеников.

Анализ современного состояния массового внедрения предмета «Самопознание» выявил ряд проблем, связанных с непониманием важности и сути нравственно-духовного образования, значительные проблемы в кадровом обеспечении, несогласованность действий контролирующих и регламентирующих органов в сфере воспитания и нравственно-духовного образования.

Во многих организациях образования администрация относится к предмету «Самопознание» не серьезно. Учителя подбираются по принципу «нехватки часов по основной нагрузке», часто уроки самопознания не проводятся, вместо них проводят подготовку к ЕНТ в старших классах, и дополнительные уроки по основным предметам в младшем и среднем звене.

Администрацией не осознается воспитательный потенциал предмета «Самопознание» и вся воспитательная работа в школе ведется формально, для отчета, в то время как программа нравственно-духовного образования «Самопознание» может стать объединяющей основой всех традиционных видов воспитания: патриотического, экологического, гражданского, культурного и т. д.

Уроки отдельных учителей самопознания демонстрируют приоритет внешних атрибутов в ущерб внутренней сути, превращая занятие в своеобразное шоу. На вопрос: «Как Вы считаете, должен ли учитель Самопознания следовать в своей жизни тому, чему он учит на уроках?» 2,9 % учителей ответили «не должен», что свидетельствует о непонимании ими роли учителя самопознания. Лица, осуществляющие проверку уроков самопознания, часто сами проявляют элементарную некомпетентность в вопросах нравственно-духовного образования и в современных требованиях к уроку и оформлению кабинета.

Из вышеизложенного вытекает необходимость качественно изменить подходы к профессиональной подготовке педагогов, наполнить новым содержанием курсы повышения педагогической квалификации. Проблемы современного образования можно решить только в том случае, если вечные духовно-нравственные ценности станут фокусной точкой образования, другими словами, если эти ценности составят единое целое со всем, чему мы учим. В этом случае мы получим не только академические успехи, но и возможность обеспечить гармоничное всестороннее развитие Человека или становление человека совершенного характера.

В настоящее время неоспорим факт того, что преображение личности учителя важнее всех методик и программ. По этому поводу очень хорошо сказал выдающийся казахский педагог Ы.Алтынсарин: «Учитель – самый важный человек в образовании. Самые лучшие педагогические пособия, указы правительства, самый строгий инспекторский контроль не смогут сравниться по степени важности с учителем. Поэтому для меня хороший учитель дороже всех драгоценностей мира».

Ш.А. Амонашвили говорит об этом так: «Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века».

Учитель, устраняя ограниченность ума, способствует миру во всем мире и учит управлять своим характером. Когда себя плохо ведут ученики, от этого страдают они сами, но, если учитель ведет себя неподобающим образом, то портится характер многих учеников. У преданного своему делу и чистого учителя будут тысячи благородных учеников, и страна получит образованных женщин и мужчин добродетельного характера.

Издавна почитание учителей существовало в традициях всех народов мира, обязанности учителей были самыми уважаемыми, так же, как и обязанности родителей и правителей. В старые времена учителя называли Мастером, подчеркивая тем самым уважительное отношение к человеку, взявшему на себя долг давать знания подрастающему поколению. Учителя нужны в каждом обществе, поскольку они формируют социальную среду, и век за веком они подготавливают к жизни поколения будущих граждан.

Важно не забывать, что кроме приобретения учебных знаний, педагог несет ответственность за духовно-нравственное развитие личности. Именно в этом и заключается главная миссия учителя, в воспитании духовного мира подрастающего поколения, в определении моральных норм и правил человеческого сосуществования в обществе. Учитель с детства раскрывает общечеловеческие ценности в ребенке, прививает правильное отношение к миру, учит корректировать свое поведение в соответствии с нормами морали и голосом совести, учит жить по идеалам гуманности, уважения, милосердия, доброты и терпимости по отношению к окружающему миру.

Небольшие подвиги учителей, совершаемые ими ради воспитанников, способствуют тому, что ученики помнят их всю жизнь. Настоящий учитель, спешащий на зов о помощи своего ученика в любой ситуации, сыграет в судьбах детей огромную роль, и его облик навсегда останется в глубине сердца даже самых непослушных учащихся.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих произведений: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Поскольку сама жизнь учит нас многому, разные жизненные ситуации также являются нашими учителями… Поэтому не надо желать избегания неприятных проблем, ситуаций, ведь, преодолевая их, мы растем в нравственном плане. Учитель, умудренный опытом и поддерживающий и словом и делом, облегчает жизненный путь ученика. При этом учитель сам не перестает учиться, поскольку сама жизнь – это великая школа.

Трудно переоценить роль учителя в жизни любого человека. Истинный учитель, воспитывающий своих учеников в готовности к жизни и работе в обществе, научивший различать между добром и злом, жить в согласии со своей совестью, безусловно, останется навсегда в памяти учеников и их родителей.

Творческого вдохновения Вам, дорогие педагоги!

Клименко Н.А.

 главный специалист академического отдела,

 тренер НДО «Самопознание»

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Нур-Султан

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*