Урок развития речи в 4 классе для глухих детей
Цель: Познакомить детей с весенним пробуждением природы, развить связную речь.
Задачи урока:
- Учить составлению предложений по опорным словам и картинкам, описанию явлений природы.
- Развивать чувство прекрасного, пополнить и активизировать словарь детей.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе, к её обитателям, чувство ответственности за всё живое на земле.
Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный.
Оборудование:
иллюстрация «Весна», таблички с текстом пословиц, поговорок, иллюстрация «Птицы, прилетающие весной», плакаты со стихотворением, кроссвордом, таблички со словами и словосочетаниями.
Вид урока: интегрированный с уроками русского языка, природоведения.
1.Оргмомент. ( Психологический настрой на урок, подготовить детей к работе).
Посмотрите на гостей, улыбнитесь и поздоровайтесь.
- Сообщение темы урока. (Задача: акцентировать внимание учащихся на теме.)
На доске рисунок «Весна» и стихотворение.
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт.
Учитель читает стихотворение.
Задать вопрос классу «О чём это стихотворение?»
3.Устный рассказ с опорой на картину. (Задача: развитие связной речи и образного мышления через составление картины из аппликаций.)
Учащиеся на доске составляют сюжетную картину «Весна» из аппликаций и рассказывают о явлениях и признаках весны.
Текст рассказа.
Наступила долгожданная весна. Ярко светит солнце. По небу плывут белые облака. Тает снег и бегут звонкие ручьи. Прилетели перелётные птицы и строят гнёзда. На деревьях набухают почки. Стоит хорошая погода. Ребята рады весне. Они смастерили кораблики и запускают их в ручей.
4.Хоровое чтение слов и словосочетаний с таблицы. (Задача: закрепить словарь по теме.)
Потеплело, стоит высоко, звонкие ручьи, яркое солнце, проталины, появилась трава, перелётные птицы, суетятся, строят гнёзда, рады весне, пускают кораблики.
5.Игра «Подбери слово». (Задача: активизация словаря детей и формирование умения грамматически правильно оформлять речь.)
Я называю слова –существительные, а учащиеся подбирают прилагательные.
Слова: весна, небо, солнце, день, погода, ручьи, птицы, дождь.
- Работа по картинам о весне с опорой на слова на карточках. Три картины весны — март, апрель, май.
(Задача: акцентировать внимание детей на различиях в природе в ранний и поздний период весны, научить определять весенние месяцы по признакам явлений на картинах.)
Определить, какой месяц весны изображён на картине и сказать почему.
Предполагаемые ответы учащихся.
Это ранняя весна- март. Стало тепло. Снег уже потемнел и тает. Появились проталины. Это середина весны- апрель. Солнце светит ярко. Снег растаял, бегут ручьи. Появилась зелёная трава, набухли почки на деревьях. Прилетели птицы и строят гнёзда. Это май. Солнце стоит высоко. На деревьях молодые листья, а в полях зелёная трава. Люди в огороде сажают овощи, в поле идёт посев.
- Игра- сценка. (Задача: мобилизовать знания учащихся, вызвать интерес к теме.)
В класс входит девочка под музыку в костюме весны, раздаёт цветы и задаёт загадки о птицах. Учащиеся угадывают и записывают ответы в кроссворд на доске. Затем дети говорят поговорки о птицах, заранее подготовленные.
- Проблемная ситуация. Классу даётся задание найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
- Ответы на вопросы. (Задача: активизация знаний учащихся, формирование диалогической речи, воспитание бережного отношения к живой природе.)
- Как называются эти птицы? (по картине о птицах).
2.Какие ещё птицы прилетают весной?
- Как надо относиться к птицам? (отвечают с опорой на таблички со словами бережно, заботиться о них, охранять).
- Как надо вешать скворечники на деревья? Почему? (отвечают с опорой на таблички со словами осторожно, нельзя прибивать, надо привязать, нельзя вредить деревьям).
- Письменная работа. Учащиеся пишут небольшой рассказ с опорой на слова на тему» Всё радуется весне».
- Итог урока. Беседа по вопросам.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что радует тебя весной?
- Как надо относиться к окружающей природе?
Тыныкенова Б.К.,
учитель- дефектолог коррекционных классов
для детей с нарушением слуха,
СШ№65, г. Астана.