Home » статьи » Внедрение кредитно-модульной технологии обучения в условиях инновационного образования Казахстана

Внедрение кредитно-модульной технологии обучения в условиях инновационного образования Казахстана

Система образования в Казахстане становится динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации.

Одним из первых в Центрально-Азиатском регионе Республика Казахстан стала членом Болонской декларации и полноправным участником европейского образовательного пространства. С 2002 года с целью международного признания национальных образовательных программ, усиления академической мобильности студентов и преподавателей, а также для повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней образования в республике внедрена кредитно-модульная технология обучения.

Кредитная технология обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Суть кредитной технологии обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала. Одной из основных задач кредитной технологии обучения является повышение роли самостоятельной работы студентов.

По мнению ученых, кредитная технология обучения – образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов является одной из разновидностей нелинейной системы. Она позволяет более гибко относиться к процессу образования, студент может выбирать большее количество курсов для самостоятельного изучения.

Есть сугубо финансовая проблема внедрения нововведения: чтобы кредитная технология была полностью реализована в системе образования, необходимо улучшить материально-техническую базу, то есть дополнительное оснащение оборудованием и дополнительными компьютерными классами. На сегодняшний день не каждое учебное заведение может себе это позволить.

В целом кредитная технология приемлема как вид обучения. Ведь такая система вызовет появление конкуренции — как среди преподавателей, так и студентов и в дальнейшем будет способствовать повышению успеваемости последних и улучшению качества их знаний.

Модульное обучение – это организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (законченные и самостоятельные единицы, части информации).

Модуль – блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей. Понятие модуль содержит в себе, «такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы».

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блок модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей. Кредитно-модульная система организации учебного процесса предусматривает: модульную структуру образовательной программы; использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости; использование балльно-рейтинговых систем оценки знаний; участие студента в формировании индивидуального учебного плана; увеличение доли самообучения в образовательном процессе; увеличение гибкости образовательных программ.

Целью введения кредитно-модульной системы является создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, «гарантирующих удовлетворение потребностей, имеющихся в данный момент и определяющих вектор нового интереса».

Основная задача при кредитно-модульной системе обучения – подбор новых форм и методов обучения, позволяющих не просто дать необходимые знания, а включить студента в систему непрерывного профессионального образования и самообразования.

В целом, понятие «кредитно-модульная система» наиболее точно отражает сущность новой образовательной системы, так как в основе рабочих учебных программ в Казахстане лежит модуль как «полный, логически завершенный блок», имеющий свою цель, содержание, методы и средства обучения, результат.

В Колледже транспорта и коммуникаций в целях эксперимента проводится работа по внедрению кредитно-модульной системы обучения. Создана рабочая группа по разработке экспериментальной образовательной программе. Преподаватели прошли курсы повышения квалификации по кредитно-модульной технологии обучения на базе НАО «Холдинг Кәсіпқор». Разработаны экспериментальные образовательные программы по специальностям 1306000 «Радиоэлектроника и связь», 1410000 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Имеются положительные отзывы работодателей на программы экспериментальной работы.

Таким образом, наш колледж идет в ногу со временем, реализуя внедрение кредитно-модульных технологий обучения на базе системы ТиПО.

Есенбекова Алтынай Есенбековна,

заместитель директора по учебной работе

ГККП «Колледж транспорта и коммуникаций»,

г. Астана

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*