Вид урока: урок-театр
Цель урока:
образовательные:
- обеспечить глубокое понимание смысла произведения.
- совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
- совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.
развивающие:
- развивать навыки правильного чтения.
- развивать творческую деятельность учащихся.
- развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
воспитательные:
- способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
- ориентироваться в нравственном содержании произведения, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
Метапредметные (МПР):
- — регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
- — познавательные:формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
- — коммуникативные:формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Предметные (ПР):
- соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Технология: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
артпедагогика (АРТПЕДАГОГИКА – система психолого-педагогической работы с детьми, в которой используются изобразительные средства, музыка, движение и танец, литературное творчество, театральное и киноискусство)
Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, произведение В. Осеевой «Волшебное слово», портрет В. Осеевой, карточки — листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.
- Самоопределение к деятельности.
Учитель:
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро солнцу и птицам,
— Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?
— Для чего мы говорим эти слова?
— Сегодня на уроке мы будем говорить о таких словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.
- Актуализация знаний учащихся.
Работа с интерактивной доской (диск )
-Что такое загадка?
(загадка — это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно найти отгадку)
— Что такое пословица?
(пословица- произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл)
-Что такое рассказ?
(рассказ- это произведение, в котором автор рассказывает о каком-либо событии из жизни героя)
-Что такое считалка?
(считалка-это маленькое фольклорное произведение для игры)
- Постановка учебной задачи.
А начать мне работу над темой нашего урока хочется словами Э. Асадова
«Плохой ли, хорошей рождается птица,
Ей суждено летать.
Человеку же так не годится.
Человеку мало родиться:
Им еще надо стать».
-О чем говорится в этом стихотворении?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о хороших людях)
— А кого мы называем хорошими людьми? (вежливых, воспитанных)
-А какого человека мы называем вежливым?
-А как по-другому мы называем вежливые слова? (волшебными)
-Сегодня мы с вами познакомимся с одним произведением, который написала уже известная нам писательница. Давайте посмотрим на ее книги и вспомним ее фамилию.
— Это произведения Валентины Осеевой.
-Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.
-Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ — «Гришка». Первая книга — «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.
-Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.
Умерла писательница 5 июля 1969 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
-А давайте вспомним слова В. Осеевой, с которыми она обратилась к детям. («Мало уметь читать, надо уметь думать») Вы согласны с ними? Почему? Чему нас учат книги? Чему посвящен 2015 год? А как вы думаете, почему?
-И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением этой писательницы, называется оно … -О каких словах мы говорили в начале урока? .. «Волшебное слово». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы опять отправляемся в театр. Ребята приготовили нам постановку по этому произведению. Давайте ее внимательно посмотрим.
(инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»)
- Решение учебной задачи.
Первичная проверка понимания.
-Понравилось ли вам произведение?
-Определите жанр.
-О ком этот рассказ?
-Кто главный герой этого рассказа?
-Что случилось с Павликом?
-Как об этом узнал старик?
— Как выглядел старик?
— Можете ли вы вспомнить моменты, доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо?
— Только ли с родными он так разговаривал?
— Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?
— Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?
— Что заставило героя так измениться?
— Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?
— Как меняется поведение Павлика? ( Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)
— Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
-Давайте попробуем произнести это слово!
-Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу!
- Физминутка
Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
- Первичное
закрепление.
Работа в группах:
- Задание первой группе.
Давайте попробуем вспомнить ход событий. Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.
События записаны вразброс на доске:
- Разговор с Леной.
- Беседа за обедом.
- Встреча со стариком.
- Возвращение в сквер.
- Разговор с бабушкой.
- Задание второй группе.
Найти в словарях и объяснить значения слов: стряпает, противень, морщинки, сквер.
стряпает (готовит пищу)
противень (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения)
морщинки (складки на коже лица)
сквер (парк, сад в городе)
- Задание третьей группе.
У вас на партах лежат пословицы, нужно выбрать пословицу, которая выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».
Добрый человек добру и учит.
Нет друга лучше, что родная матушка.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вежливость открывает все двери.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Рефлексия деятельности.
Что общего в рассказах В. Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).
Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой?
О каких человеческих качествах заставляют задуматься? ( честность, доброта, любовь к ближнему)
В чем заключается волшебная сила слов и поступков? (Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее).
— Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда … .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда … .
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что … .
-Вам понравился урок? Если понравился, то напишите на лепестке любое волшебное слово и прикрепите на доску. А если урок вам не понравился, пусть ваш лепесток останется чистым.
-А какую бы вы себе поставили оценку за урок? Почему?
8.Домашнее задание.
— Все вы дома прочитаете рассказ, а задание будет дано разное каждой группе:
- Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.
- Придумайте маленький рассказ на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.
- Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.
Баймуханова Айсулу Оразгалиевна,
учитель начальных классов,
Косшынская СШ №2,
Акмолинская работа,
Целиноградский район,
аул Косшы