Home » Гуманитарный цикл » В.А. Осеева «Волшебное слово»

В.А. Осеева «Волшебное слово»

Вид урока: урок-театр

Цель урока:

образовательные:

  • обеспечить глубокое понимание смысла произведения.
  • совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
  • совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.

развивающие:

  • развивать навыки правильного чтения.
  • развивать творческую деятельность учащихся.
  • развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.

воспитательные:

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

  • ориентироваться в нравственном содержании произведения, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;

Метапредметные (МПР):

  • — регулятивные:понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
  • — познавательные:формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
  • — коммуникативные:формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные (ПР):

  • соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Технология: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;

артпедагогика (АРТПЕДАГОГИКА – система психолого-педагогической работы с детьми, в которой используются изобразительные средства, музыка, движение и танец, литературное творчество, театральное и киноискусство)

Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, произведение В. Осеевой «Волшебное слово», портрет В. Осеевой, карточки — листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.

  1. Самоопределение к деятельности.

Учитель:

-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро солнцу и птицам,

— Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?

— Для чего мы говорим эти слова?

— Сегодня на уроке мы будем говорить о таких словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Работа с интерактивной доской (диск )

-Что такое загадка?

(загадка — это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно найти отгадку)

— Что такое пословица?

(пословица- произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл)

-Что такое рассказ?

(рассказ- это произведение, в котором автор рассказывает о каком-либо событии из жизни героя)

-Что такое считалка?

(считалка-это маленькое фольклорное произведение для игры)

  1. Постановка учебной задачи.

А начать мне работу над темой нашего урока хочется словами Э. Асадова

«Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеку мало родиться:

Им еще надо стать».

-О чем говорится в этом стихотворении?

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о хороших людях)

— А кого мы называем хорошими людьми? (вежливых, воспитанных)

-А какого человека мы называем вежливым?

-А как по-другому мы называем вежливые слова? (волшебными)

-Сегодня мы с вами познакомимся с одним произведением, который написала уже известная нам писательница. Давайте посмотрим на ее книги и вспомним ее фамилию.

— Это произведения Валентины Осеевой.

-Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

-Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ — «Гришка». Первая книга — «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

-Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

Умерла писательница 5 июля 1969 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

-А давайте вспомним слова В. Осеевой, с которыми она обратилась к детям. («Мало уметь читать, надо уметь думать») Вы согласны с ними? Почему? Чему нас учат книги? Чему посвящен 2015 год? А как вы думаете, почему?

-И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением этой писательницы, называется оно … -О каких словах мы говорили в начале урока? .. «Волшебное слово». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы опять отправляемся в театр. Ребята приготовили нам постановку по этому произведению. Давайте ее внимательно посмотрим.

(инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»)

  1. Решение учебной задачи.

Первичная проверка понимания.

-Понравилось ли вам произведение?

-Определите жанр.

-О ком этот рассказ?

-Кто главный герой этого рассказа?

-Что случилось с Павликом?

-Как об этом узнал старик?

— Как выглядел старик?

— Можете ли вы вспомнить моменты, доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо?

— Только ли с родными он так разговаривал?

— Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

— Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?

— Что заставило героя так измениться?

— Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?

— Как меняется поведение Павлика? ( Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)

— Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?

-Давайте попробуем произнести это слово!

-Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу!

  1. Физминутка

Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

  1. Первичное

закрепление.

Работа в группах:

  1. Задание первой группе.

Давайте попробуем вспомнить ход событий. Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.

События записаны вразброс на доске:

  1. Разговор с Леной.
  2. Беседа за обедом.
  3. Встреча со стариком.
  4. Возвращение в сквер.
  5. Разговор с бабушкой.
  6. Задание второй группе.

Найти в словарях и объяснить значения слов: стряпает, противень, морщинки, сквер.

стряпает (готовит пищу)

противень (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения)

морщинки (складки на коже лица)

сквер (парк, сад в городе)

  1. Задание третьей группе.

У вас на партах лежат пословицы, нужно выбрать пословицу, которая выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».

Добрый человек добру и учит.

Нет друга лучше, что родная матушка.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Вежливость открывает все двери.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

  1. Рефлексия деятельности.

Что общего в рассказах В. Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).

Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).

Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой?

О каких человеческих качествах заставляют задуматься? ( честность, доброта, любовь к ближнему)

В чем заключается волшебная сила слов и поступков? (Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее).

— Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда … .

Мне помогают правила вежливости тогда, когда … .

Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что … .

-Вам понравился урок? Если понравился, то напишите на лепестке любое волшебное слово и прикрепите на доску. А если урок вам не понравился, пусть ваш лепесток останется чистым.

-А какую бы вы себе поставили оценку за урок? Почему?

8.Домашнее задание.

— Все вы дома прочитаете рассказ, а задание будет дано разное каждой группе:

  1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.
  2. Придумайте маленький рассказ на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.
  3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.

Баймуханова Айсулу Оразгалиевна,

 учитель начальных классов,

Косшынская СШ №2,

Акмолинская работа,

Целиноградский район,

аул Косшы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*