Духовность и нравственность – вечные ценностные ориентиры. Но с развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь прочно вошли телевидение, видео — и аудиотехника, новые информационные технологии, которые вытеснили из жизни современных детей книгу. Хотя именно книга является живой силой человеческой мысли и чувств, оказывающей благоприятное влияние на душу ребенка, на формировании его духовности и морально-нравственных качеств.
Есть множество путей, направленных на духовно-нравственное развитие ребенка. Один из путей лежит через художественную литературу.
По мнению многих авторов (М.Горького, В.А.Сухомлинского,
З.И. Романовский) важную роль в воспитании духовно-нравственной культуры ребенка играет хорошая книга. Литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, на формирование его духовности и нравственности.
Развитие у детей с ограниченными возможностями эмоционально-волевой сферы через воспитание духовности, жизненно-важных моральных категории, критериев, оценки и самооценки, нравственного поведения является актуальным, исходя из главной цели воспитания и обучения в специальной адаптации учащихся и подготовки их к самостоятельной жизни. Только в такой школе коррекционно-образовательный процесс рассматривается как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной помощи в приобретении правильного образа жизни и собственного места в окружающей социокультурной среде. Поэтому задачи нравственно-духовного воспитания являются приоритетными для современной школы.
Исходя из этого, чтения предполагают духовно-нравственное развитие школьника с ограниченными возможностями, так как содержание произведений направлено на воспитание нравственных качеств читателей.
Тематика произведений, в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта, разнообразна: о природе, о животных, о жизни детей и их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми, с близкими, нравственное и безнравственное в этих отношениях. Отношение к себе и другим складывается под влиянием исторического опыта. Опыта, позволяющего приобщиться к более широкому контексту таких понятий как: доброта, отзывчивость, милосердие, чуткость, забота о близких, скромность, правдивость, бескорыстие и т.д.
Для того, чтобы добиться высокой эффективности в области нравственного воспитания школьников в процессе ознакомления с художественной литературой, необходимо выполнять некоторые условия: — использовать различные методы и формы работы с книгой; — проводить непрерывную работу по ознакомлению детей с детской художественной литературой; — правильно подбирать художественную литературу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Художественные произведения, должны быть из разных жанров, а также должны ставить и раскрывать различные проблемы и быть традиционными для детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, литературные чтения решают следующие задачи воспитания и развития школьников с ограниченными возможностями: помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научить ребенка выражать словами события внутренней жизни, осознавать свои чувства, мысли, поступки; научить чувствовать и понимать других людей, сверстников и взрослых; приобщить к человеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
На мой взгляд, детская художественная литература обладает огромным воспитательным потенциалом в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями через чтение.
Датова Эльмира Гималаевна,
библиотекарь,
КГУ «Областная специальная коррекционная
школа — интернат №1 для детей с
Задержкой психического развития и
Интеллектуальными нарушениями» г. Кокшетау»