Home » статьи » ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»

Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации нашего общества.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории, что заложено в национальной идее «Мәңгілікел» выдвинутой Лидером нации Н. А. Назарбаевым. В связи с этим именно сфера образования должна направлять свою деятельность на укрепление духовно-нравственных ценностей, национально-культурных традиций и обеспечения преемственности поколений, а также становления личности, способной нести ответственность за свою Родину. Особую важность и актуальность приобретает воспитание широко образованной, гармоничной личности, формирование нового гражданина Казахстана, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его духовной культурой. Основы общенациональной идеи «Мәңгілік ел», отражающие базовые ценности развития нашего государство представлены в Патриотическом акте «Мәңгілік ел». Решение задач воспитания и  обучения личности должно строиться на основе ценностей таких как: светское государство и высокая духовность, общность истории, культуры, языка, общенациональное единство мир и согласие и др.

Содержание воспитательной работы в школе по формированию нравственности обязательно должно включать в себя:

— привитие любви к Родине, уважение законов, норм жизни;

— воспитание стремления к получению знаний;

—  воспитание положительного отношения к труду;

— уважение к старшим;

— приобщение учащихся к системе культурных ценностей;

— выработка эстетического вкуса и любви к искусству;

— привитие высоких нравственных принципов и др.

Нравственное воспитание — это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств: ответственности, патриотизма, устойчивости научного мировоззрения, сохранению общечеловеческих ценностей и т.д.

Цели нравственного воспитания:

  1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.
  2. Формирование единства воспитательных и жизненно-практических задач, формирование собственного отношения к жизни, становление нравственного фундамента личности.
  3. Расширение культурного кругозора, формирование способности морального суждения, обучению самостоятельному принятию решений.
  4. Формирование гуманизма к окружающему миру.
  5. Формирование потребности к самосовершенствованию.

Невозможно переоценить роль родителей в воспитании нравственности у детей. Именно семья закладывает начало начал в маленьком человеке, оказывая, как правило, решающее воздействие на весь его внутренний мир.

Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, должно обеспечивать у подавляющей массы школьников формирование любви к своей Родине, творческого отношения к труду, бережного отношения к окружающему миру . В результате формируется индивидуализм, патриотизм, совокупность общественных и личных интересов.

Главная задача учителя — это организовать свою работу так, чтобы она была вся пронизана высоконравственными отношениями. Каждый ребенок должен чувствовать себя личностью, незаменимой частью общества. Только в этом случае у него будет развиваться чувство собственного достоинства и формироваться адекватная самооценка. Это будет непринужденно заставлять ребенка соответствовать нравственным представлениям, которые приняты в обществе. Нравственное воспитание в школе имеет свои специфические цели, которые определяются общественными отношениями и духовными ценностями. Главное для педагога — сформировать нравственно устойчивую личность. На это должно быть направлена организация всего процесса нравственного воспитания. Нравственная сфера личности наиболее успешно формируется в школе в специально организованной системе воспитания. В условиях, где сочетаются нравственное просвещение с практической деятельностью школьников, координируются нравственные отношения друг с другом, с обществом, школьники усваивают правильные формы поведения и приобретают личный опыт нравственного поведения, привычек, которые превращаются в мотивы поведения, в убеждения. Все воспитательное воздействие должно быть проникнуто доверием, уважением.

Сегодня встает задача ориентации учителей на использование народной педагогики в нравственном воспитании, формирование с помощью народной педагогики приоритетных качеств личности — гуманизма, нравственности и духовности.

В качестве основных средств воспитания этнопедагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, народные художественные промыслы, сказку, пословицы, поговорки, традиции и обычаи. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения учащихся; основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверия; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества.

Необходимо подчеркнуть, что одним из результативных средств  воспитания нравственных качеств являются традиции и обычаи. Особенность воспитательного воздействия заключается в том, что они не ограничиваются каким-то одним возрастным периодом жизни человека: каждый человек находится в сфере действия обычаев и традиций. Выполнение требований оказывает значимое влияние на формирование культуры чувства и поведения личности, на её отношения к окружающему миру.

Традиции и обычаи как средства воспитания и обучения этнопедагогики представляют различные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение учащихся. Будучи общественным явлением, традиции выступают в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.

Для воспитания высоконравственной личности исторически подходят условия в Казахстане: накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающий мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. Основным принципом функциональности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение интересов населяющих страну этносов, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других.

Одним из путей активизации нравственного воспитания учащейся молодежи является развитие рефлексивной культуры речи в процессе образования. Насыщенная рефлексией речь способствует осознанию, переосмыслению и перестройке оснований и способов поведения и деятельности личности. Поэтому развитие рефлексивной культуры речи учащейся молодежи является необходимым компонентом ее нравственного воспитания, особенно, в современных условиях переходного периода.

Параллельность развития речевой и нравственной культуры растущего человека приобретает систематический характер в процессе школьного образования под руководством учителей, которые не только обучают знаниям, но и воспитывают личность школьников при получении ими сначала начального, а затем и среднего образования.

Поскольку рефлексия представляет собой осознание субъектом оснований и способов своего поведения и деятельности, а также переосмысление им содержаний своего сознания и перестройку самосознания, то развитие в образовании рефлексивной культуры речи является эффективным способом формирования личности и воспитания нравственности учащейся молодежи.

Естественное свойство полноценного человека – духовность. Таким он предстаёт в классической литературе. Первейшим свойством классической литературы является, говоря словами философа В. Соловьева, «искание абсолютного добра».

Доброта, сострадание, милосердие, прощение, совесть, раскаяние, любовь, честь как истинные вечные ценности приходят к человеку на уроках литературы.

Обращение к духовным ценностям  классической литературы на уроках – важный источник формирования культуры речи и нравственности подрастающего поколения.

В современных условиях педагоги среднего образования  сталкиваются с новыми трудностями в процессе воспитания, связанными, во-первых, с появлением новых ценностей и ценностных ориентаций, навязыванием западного стиля жизни и чуждых отечественной культуре ценностей; во-вторых, с необходимостью поиска эффективных форм, методов и средств формирования духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентаций обучающейся молодежи в системе непрерывного образования.

Как известно, успех в воспитательно-образовательной деятельности зависит от правильного выбора методов, приемов, средств, технологий и педагогических техник обучения и воспитания и применения их в работе с обучающейся молодёжью.

Современные технологии формирования духовно-нравственных ценностей – это интерактивные технологии, общая характеристика которых это взаимодействие, содействие, взаимообогащение, взаимодополнение и коллективное сотворчество всех участников воспитательно-образовательного процесса. Среди таких технологий мы выделяем этнопедагогические и социокультурные, как интерактивные технологии, как современные инновационные технологии.

Этнопедагогические технологии – это методы и средства решения духовно-нравственных проблем в процессе формирования ценностных установок и ориентаций, выработка определенной концепции и ее реализация, осуществление практической деятельности, совокупность приемов, направленных на преобразование (изменение состояния) субъекта с помощью «погружения» в этнокультурную и этнопедагогическую среду для достижения заданного результата (цели). Безусловно, социальная позиция педагога, его ценностные ориентации, набор духовных доминант, пример-идеал играют важное значение в процессе формирования ценностных установок и смысложизненных ориентиров у обучающейся молодежи в системе непрерывного этнокультурного образования.

Важное значение в формировании духовно-нравственных ценностей и ценностном ориентировании личности имеет его ближайшее окружение: друзья, сверстники, одноклассники и другие представители групп, характеризующиеся общностью производственных, социальных и культурных интересов. Издревле молодежь собиралась на посиделки, вечерки, беседки и т.п.

В системе организации современного молодёжного досуга, развивающего личность, мы выделяем такие формы ценностного ориентирования, как диспуты, дискуссии, читательские и зрительские конференции. Основной формой такой деятельности будет повышение качества научно-исследовательской и проектной деятельности обучающейся молодёжи. Мы осознаем проектную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть непрерывного этнокультурного образования.

Неоценимую помощь и содействие в решении названных проблем могут оказать музеи социокультурные и этнокультурные центры, учебные этнокультурные центры и т.д.

Использование различных форм деятельности: конкурсы, творческие показы-дефиле (например, народного костюма); выставки и презентации; театрализация; тренинги и клубы (например, тренинг этнокультурной толерантности; работа клуба «Национальная игра – пространство толерантности» и др.); мастер-классы, защита проектных и научно-исследовательских работ, проведение «круглых столов» и конференций.

Этнопедагогические и социокультурные технологии помогают расширить знания обучающейся молодёжи и углубить их при изучении культуры и истории Отечества, особенно опираясь на духовно-нравственные ценности народов проживающих в Казахстане.

Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. В своей книге «Стратегия независимости» Н.А. Назарбаев пишет: «Пришло время определиться, каким мы хотим видеть своё будущее и будущее своих детей… Мы должны ежедневно помнить, что помимо задач нынешнего периода на нашем поколении лежит огромная ответственность перед будущими поколениями: ответственность отцов и матерей, дедушек и бабушек перед своими детьми».

Развитие и процветание любого государства, в том числе и Казахстана, может быть успешным лишь при активном участии в этом процессе подрастающего поколения. Закон Республики Казахстан «Об образовании» требует активного формирования у молодежи высоких нравственных качеств: чувства национальной гордости, патриотизма, гуманного отношения к людям, уважения к своей культуре, самобытности народа, нравственного поведения.

Задача государства, гражданского общества заняться своевременной и эффективной профилактической работой, влиять на семью, укреплять институт семьи, организовывать досуг молодежи, объединять подростков и детей для совершения добрых дел. Новая казахстанская школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина Республики Казахстан, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни ребенка.

Ермухамедова Ж.Е.,

ст. преподаватель кафедры

«Воспитание и социализация 

личности» Филиал АО «НЦПК

«Өрлеу» ИПК ПРАО»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*