Home » Начальная школа » Охрана воды

Охрана воды

Познание мира 4 класс.

 Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся о воде, о значении воды для всего живого на земле, о необходимости охраны воды. Повышать активность детей, прививать основы экологического воспитания, учить делать выводы, обобщения. Воспитывать привычку бережного отношения к природе, к воде родного края. Развивать познавательную активность через центры активности.

Ожидаемый результат:  Оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Дидактические средства: Физическая карта Казахстана, таблицы, картинки глобус, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Приветствует учеников. Эмоциональный настрой. (Создание коллабаративной среды)

— Как всегда начинаем наш урок с наблюдения за погодой

-Какое облако вам нравится больше всего? (Веселое, доброе)

— Улыбнитесь друг другу, мне и гостям.

— На уроке мы будем доброжелательно относиться друг к другу, помогать и внимательно слушать

— А говорить мы будем вот о чем: Отгадайте загадку.

Много ее- беда!

Мало ее- беда!

Нужна нам всегда

Больше, чем еда (Вода)

-Предлагаю разделиться на группы. На столах вы видите таблички со словами – отгадками. (Таблицы на столах: Снег, Иней, Дождь, Лед, Облака, Роса)

 Ваша задача: взять на столе у меня карточку с загадкой и проследовать к столу, на котором есть табличка с вашей отгадкой.

1.Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал.

В землю убежал.

2.Утром бусы засверкали,

всю траву собой заткали.

А потом искать их днем,

ищем, ищем, не найдем.

3.Серебристой бахромой

на ветвях сидит зимой ,

а весною на весу,

превращается в росу.

  1. По небесам оравою

бредут мешки дырявые

и бывает иногда

из мешков течет вода.

  1. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет и поет, убаюкивает.
  2. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.

Ученики  осмысливают поставленную цель. Делятся на группы: по карточке читают загадку, находят отгадку и следуют к своему столу.

  1. Проверка пройденного материала.

Проверяет домашнюю работу. Письменно ответить на вопросы в карточках.

  1. Озеро Казахстана, особенностью которого является то, что в западной части озера вода пресная, а восточной – соленая (Балхаш)
  2. Что такое арасаны?(Минеральные источники в Казахстане)
  3. Озеро Казахстана. Терпящее экологическую катастрофу? (Арал)
  4. В бассейне какой реки находится наша ЮКО? (Сырдарья)
  5. В каких состояниях вода встречается в природе?

(Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Проверка ответов)

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала

—  Сегодня мы проводим урок в форме «круглого стола» по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий: инженеры, синоптики, биологи, краеведы, врачи, историки

— Какую же проблему мы должны решить?

Шел по морю корабль.

В тот миг роковой

Кипела вода

За высокой кормой.

Но прямо по курсу

Сквозь грохот и гул

Услышал матрос

За бортом: «Караул!»

У. Как вы думаете, чей это зов о помощи?

Выслушиваются ответы детей.

– Оказывается, на помощь зовет вода. Итак, сегодня мы с вами должны решить задачу. Почему же ВОДА взывает о помощи?

  1. Операционально – исполнительский этап.

1.Обсуждение темы урока

-Посмотрите на глобус, казалось бы, воды на Земле сколько угодно, океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Всю ли воду человек может использовать для удовлетворения своих нужд?

-Не забывайте, что вода океанов и морей соленая, а людям необходима пресная вода, которой на земле не так уж много, меньше 3%. А, кроме того, людям требуется только чистая, пресная вода. Но ее становится все меньше и меньше. Почему чистой и пресной воды становится меньше?

-Эту проблему мы сегодня рассмотрим за «круглым столом».

(Переверните свои таблички на столе, и вы увидите, какую группу научных сотрудников вы будете представлять.)

— У вас на столе вырезки из  газет  и журналов, распечатанные  тексты, познакомившись с которыми, вы подготовите речь о Воде с точки зрения представителей разных специальностей.

У вас на подготовку есть время 7минут.

Звучит песня Беликова « Живи, родник»

Физминутка.

У. Первыми к обсуждению приглашаются биологи.

Рассказывают дети, выступающие в роли биологов.

Биолог 1. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду.

Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Демонстрируется опыт.

– Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

Биолог 2. Вода также является домом для множества растений и животных.

Биолог 3.

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек!

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

– Как связана с водой жизнь растений и животных?

– При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть.

Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.

У. Итак, можно сделать вывод, что вода – это жизнь!

Своими мыслями с нами поделятся инженеры.

Инженеры. Вода – друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.

— Вода – важный помощник для человека.

У. Молодцы! Предоставим слово экономистам. У них к нам несколько вопросов.

Экономист 1. Как вы думаете, много ли весит один кубометр* воды? И сможет ли поднять такое количество воды один человек?

Выслушиваются ответы детей.

– 1 кубометр воды весит тонну (1000 кг), а поднять его могут 15–20 человек или подъемный кран.

Экономист 2. Предлагаю вам решить экономические задачи.

Детям раздаются карточки с текстами.

Задача 1

В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?

Задача 2

При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?

Дети приводят вычисления и отвечают на вопросы задач.

Экономист 1. Нам же для жизни нужна только чистая пресная вода. А где мы ее можем встретить?

Выслушиваются ответы детей.

У. Нужно бережно относиться к воде.

— Количество воды ограничено. Закрывай покрепче кран, Чтоб не вытек океан. Воду попусту не лей –  Дорожить водой умей.

У. Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем историков.

Историк 1. Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе. В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.

Как вы понимаете слова «деревня высохла»?

Д. Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала существовать, то есть «высохла».

У.. Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми

Пословицы:

И мутную воду пьют в невзгоду.
Без росы и трава не растёт.
Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.

У. Свою точку зрения выскажут экологи.

Эколог 1. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Эколог 2. До тех пор пока в водоемы попадало не очень много вредных примесей, полного загрязнения не происходило. Почему? Потому что вода обладает удивительной способностью – самоочищаться.

Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами (так как вода – хороший растворитель) и становятся безвредными.

Так может продолжаться до тех пор, пока воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы. Вода не успевает самоочищаться.

 У. Как же быть с заводами и фабриками, ведь без производства люди не смогут обеспечивать себя необходимым. Есть ли выход из создавшейся ситуации?

Дети предлагают свои варианты ответов

У. Слово краеведу.

Краевед. Послушайте!

Идут года, и все мы с каждым разом,

Взглянув на карту, печально замечаем,

Что воды нашего великого канала

Теперь мелеют, и море исчезает.

Где рыба теперь, где вода, где пейзажи?

Где урожай, города и порты?

Лишь сухая земля пустынного края

Без жизни, без славы и без красоты.

Так стань же вновь могучим и свободным,

О великое море, из бездны восстань!

И для всеобщей радости народной

Жизнь возврати в увядающий край.

К описанию какого водоема могут относиться эти строки? Докажите.

.– К каким последствиям все это может привести?

Выслушиваются ответы детей.

 У.- Вода загрязняется.

Надо беречь каждый ключик чистой воды.  Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды.

У. Подробнее о заболеваниях, вызванных загрязненной водой, мы можем узнать у врача.

Врач. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана? (Выслушиваются ответы детей.)

– Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибли болезнетворные микробы. Весной и осенью хлор часто чувствуется в воде и на запах, и на вкус, в это же время вода бывает мутной из-за присутствия в ней других примесей. Посмотрите, как хлор действует на различные ткани. (Демонстрируется опыт, во время которого хлором капают на различные кусочки ткани.)

– Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Но внутренние ткани нашего организма тоже разрушаются. Поэтому воду лучше пить отфильтрованной или, по крайней мере, отстоявшейся и кипяченой.

 Физминутка.  Звуки природы «Дождь в лесу». Прослушивание.

-Что вы услышали?

У. Есть вопрос и у синоптиков.

Синоптик. Почему нельзя гулять без зонта под дождем? (Выслушиваются ответы детей.)

– В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гуляние под дождем стало небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной или сернистой кислоты.

Все это происходит из-за загрязнения окружающей среды. Вы спросите: какая связь между промышленными предприятиями и дождем? Давайте посмотрим. Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Подует ветер и уносит облака дальше от фабрики. Затем из облаков пойдет дождь, и с его каплями на наши головы выпадают вредные вещества.

– Кислотные дожди наносят огромный вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни.

 У.Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (мосты, самолеты).

Закрепление.

У. Любое заседание за «круглым столом » заканчивается решением. Назовите проблему нашего «круглого стола». (Почему нужно беречь и охранять воду?) Своё решение вы изобразите в виде кластера. Придумайте призыв к человечеству, в котором бы выражалась главная мысль всего нашего урока (например: «Береги воду! Береги природу! Береги свое будущее!»,  «Человек!  Помни, твое будущее в твоих руках!»…).

  1. Итог урока.

Коллективное составление кластера: «Охрана воды»

1.Беречь от загрязнения.

2.Экономить.

3.Сажать деревья у берегов.

4.Очистительные сооружения.

Зачитывание своих решений.

– Вода – это жизнь, красота и здоровье.

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

Вывод: Как вы должны пользоваться водой дома, в классе?

1.Наливать столько воды, сколько можешь выпить

2.Не оставлять кран открытым

— Мы сегодня говорили  о бережном отношении к воде. Экологическая культура предполагает экологию души. Послушайте отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

— О чём хотел сказать нам поэт? Что это за звери внутри нас? Это качества человека: жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.. это всё плохое , черное дикое, что есть в человеке. И мы должны постоянно истреблять эти качества характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

  1. Рефлексия.

Перед вами озера с названиями «Озеро  Знаний»,

«Озеро  Скуки», «Озеро  Интересов», «Озеро  Непонимания».

Прикрепите стикер-сердечко к тому «Озеру», на котором вы сегодня побывали на уроке.

(На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.)

  1. Домашняя работа. Написать письмо-обращение от имени природы к людям. (можно в группах)

Искакова Гульмира Кошкимбаевна

учитель начальных  классов

школа-лицей №46,

 г. Шымкент

Южно-Казахстанская область

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*