Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство требует от педагогической общественности нового подхода на профессиональные задачи и способы их решения.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы определены новые концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями в развитии, внедрению в практику идей интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Обеспечение равного доступа детей с особыми образовательными потребностями к различным программам воспитания и обучения, равного доступа детей к образованию является одной из приоритетных задач.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РК»
Обучение в малокомплектной школе дает большие возможности для детей с особыми образовательными потребностями раскрыть свой потенциал и чувствовать себя обычным ребенком.
В настоящее время происходит обновление системы образования, слияние специальных и общеобразовательных учреждений и меняется отношение общества к детям с особыми образовательными потребностями.
Цель образования – достижение учащимися определенного социального статуса и воспитание конкурентоспособного выпускника. Главной задачей внедрения инклюзивного образования является придача уверенности в собственных силах детям с ООП, мотивировать их к обучению в школе вместе со своими сверстниками. Внедрения инклюзивного образования дает возможность детям свободу развития личности, обучения и подготовки со своими сверстниками к экзаменам, к сдаче ЕНТ, самостоятельной жизни, а в дальнейшем принимать активное участие в экономическом развитии страны.
В нашей школе совершенствована система общественных отношений в духе гуманизма и толерантности. С первых дней пребывания в школе ребенок с особыми образовательными потребностями имеет равный доступ к получению образования, пользованию сети Интернет, а также участие в общественной жизни школы, спортивных соревнованиях. Причем обычные дети с удовольствием помогают им во всех начинаниях, стать успешными и достичь высоких показателей. Это воспитывает искреннюю заботу, дружбу. Таким образом мы получаем сильную личность, умеющую сопереживать чужой боли и радоваться достижению окружающих.
Видя возле себя ребенка с особыми образовательными потребностями у учащихся повышается потребность быть полезным, принести пользу ближнему, т.о самому занять активную жизненную позицию и стать положительным субъектом.
И в обычной сельской малокомплектной школе, не такие идеальные условия как в больших школах с просторными оборудованными кабинетами. Но в нашей школе созданы идеальные человеческие взаимоотношения, где все нуждающиеся находят поддержку в сверстниках, учителях, родителях и окружающих. Проведение не только учебных занятий, но и воспитательных, культурно — развлекательных спортивных мероприятий, активное участие в конкурсах, выставках, КВН показывают, что жизнь одинакова для всех, кто живет на планете Земля.
Как легко дети с особыми образовательными потребностями, достигают победы в мероприятиях, когда чувствуют плечо «обычного» ребенка, а не взгляд оценивающего соперника с мыслями, далеко не положительными. Дети с особыми образовательными потребностями очень чувствительны к эмоциям, взглядам, ранимы от нечаянно повышенного тона, но это намного проницательные, добрые души, которые на любую твою доброту, ласковое слово, внимание делают все хорошее, что только может его детская душа и руки. И нет предела чувству радости, когда делаешь все, что можно, чтобы эти дети улыбались, глядя тебе в глаза. Это теплые добрые воодушевляющие их маленькую победу слова доброты.
Вовлечение в культурный досуг, который иногда требует от нас материальных вложений. И я протягиваю руку помощи и вижу добрые отклики родителей, с которыми держим тесную связь. Именно они помогают вместе с нами детям с особыми образовательными потребностями, найти правильный выбор в жизни, нужную по душе профессию – по способностям, относительно здоровья и умению. Таким образом, совместно с педагогами ориентируют своих детей в полноценную, счастливую жизнь.
Умение найти пути для успешной адаптации и видеть жизнь в ярких тонах, а также чувствовать себя нужными обществу в наших руках.
И пусть каждый начнет с себя, чтобы находящийся рядом с тобой ребенок с ОВ видел себя нужным обществу.
Спешите делать добро!
Батима Жапарова,
директор Урумкайской средней школы,
Бурабайского района Акмолинской области