Цели урока:
Образовательная: Изучить имя прилагательное, повторить и обобщить знании учащихся о признаках имени прилагательного как части речи.
Развивающая: Развить умения и распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, развитие логического мышления.
Воспитательная: Воспитывать учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.
Тип урока: Изучение нового материала
Метод проведения урока:
Комбинированный, словесный, наглядный
Оборудования урока и наглядное пособие: Учебник русского языка,интерактивная доска, плакаты, кубик с вопросами
Ход урока
І. Организационный момент:
Приветствие. Отметка учащихся.
- II. Опрос пройденного материала:
- Имя существительное что обозначает?
2.На какие вопросы отвечают? Кто? Что?
- 3. Имя существительное имеют два числа. Какие?
- 4. Имя существительное по грамматическому значению делятся на четыре группы? Какие?
- Имя существительное бывают одушевленными и неодушевленными. Например:
Неодущевленные существительные( книга,карандаш, ручка)
Одущевленный существительные (Верблюд, бобр)
Примеры :
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно чтению учиться. (книга)
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб — не горб, а целый склад!
Еды в них на семь суток! ( верблюд)
Из данных слов неодушевленного предмета сделать одушевленное
Сад- садовник
Сапог- сапожник
Цветок – цветовод
Шахта- шахтер
Лес- лесник
Футбол- футболист
Космос- космонавт
Рис- рисовод
III.Изложения нового материала
Ребята! Сегодня у нас необычный урок, на уроке присутствуют гости. Что им скажем?
Ребята: Добро пожаловать!
Учитель: Мы будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу!
Имя прилагательное -самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет признака и отвечают на вопросы Какой?Какое? Какие? Чей? Чьё? Чья?
Возьмем слово Красивый
Красивый (муж.род. ед число)Красивое ( сред. род. ед число)
Красивая ( жен. род. ед. число)
Красивые ( мн. число)
Изменяется по падежам
И. Кто? Что?Красивый
Р. Кого? Чего?Красивого
Д. Кому? Чему ?Красивому
В. Кому ? Что?Красивый
Т. Кем? Чем?Красивым
П. О Ком ? О Чем ? О красивом
Имя прилагательное по значению делятся на три разряда.
- Качественные
- Относительные
- Притяжательные
Качественные указывают на конкретные качества предметов ( вес, величину, возраст, цвет, внешний вид, внутренние характеристика) имеют степени сравнения. Примеры конкретных имен прилагательных тяжелый, красный, трудолюбивый, милый, моложе.)
Относительные обозначают признаки, выражающие отношения одного предмета к другому ( материал, местность, назначение, время) Примеры: деревянная ложка, стеклянная посуда, хрустальный стакан)
Притяжательныеуказывают на признаках предмета по его принадлежность определенному лицу либо животному ( отв на вопросы чей? Чья? Чье?) мамино пальто, папина трубка, компьютер брата .
«Станция найди прилагательное»
Из предложении выделить прилагательные и обозначить какому рязряду подходять?
1.Добрый и ласковый голос мамы запомнился с самого детства( качественное имя прилагательное, отвечает на вопрос какой?)
2 .Мне очень дорого папино письмо(притяжательное имя прилагательное, отвечает на вопрос чье?)
3.Я помню этот летний вечер( относительное имя прилагательное, отвечает на вопрос какой? )
Станция «Найди лишнее слово»
- Красивый, высокий, умный, дом, вежливый
- Маленький, принес, голубой, цветной, худой
- четыре , ласковый, лохматый, нежный.
Найдите антонимы этих прилагательных:
Глупый-умный .
Новый-старый
Хороший- плохой
Широкий-узкий
Мягкий — твердый
Сильный- слабый
Толстый-тонкий
Здоровый-больной
Близкий-далекий
Запишите словосочетания, вставив прилагательные с противоположным значением
- Сахар…, а горчица… (Сладкий, горькая)
- Река…, а ручей… (Широкая, узкий)
- Камень…, а вата… (Твердый , мягкая)
- Кисель…, а чай… (Густой, жидкий)
- Сажа…, а бумага…(Черная, белая)
- Летом ночь…, а день…(Короткая, Длиный)
- Нитка…, а канат… (Тоненькая, толстый)
- Коршун…, а синичка..(Большой, маленькая)
- IV. Закрепление нового материала
Упражнение 157( имя прилагательное + имя существительное )
Гусь, змея , зверь, голубь, пчела, комар, петух,
орёл, воробей,соловей,лев ,мышь,журавль
Гусиное перо, змеиный укус, голубиная почта, пчелинный воск,комариный укус,петушиные бои,орлиный клюв,воробьиная песня, соловьиная трель,львиная доля,мышиные бега, журавлиный крик.
- Упражнение 158
- Гусиное перо- гусиный пух (притяжательный)
- Гусиная кормушка- гусиный стелаж (относительный)
- Гусиная походка- гусиные шаги (качественный)
- Волчая стая- волчий рой(относительный)Волчий аппетит- прожорливый волк (качественный)
- Волчье логово- убежище волка(притяжательный)
- Лисья нора- обиталище лисы (притяжательный)
- Лисья шуба- меховая шуба(относительный)
- Лисья хитрость- ловкий обманщик (качественный)
- Заячий след- отпечаток зайца(притяжательный)
- Заячий характер – трусливый заяц(качественный)
- Заячий выводок- детеныш зайца (относительный)
Загадки . В этих загадках нужно найти прилагательное
Мягкий, теплый, пушистый,забавный, маленький,прехорошенький,усатый, игривый,шустрый, очеровательный, шаловливый. Это кто у нас? ( котенок)
Круглое,душистое, вкусное, сочное, ароматное,. Это что у нас? (яблоко)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
На овчарку он похож, серый, и свирепый.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Игра «да и нет»
- Имя прилагательное это часть речи —Да
2.Имя прилагательное отвечают на вопросы
Что делать? Что сделать? Что будет делать? — Нет
3.Имя прилагательное обозначает признак предмета —Да
4.Имя прилагательное связано с глаголом. — Нет
5.Имя прилагательное в предложении являетсясказуемым-Да
- V. Домашное задания
- VI. Поведение итогов
- Спасибо, ребята, вы справились. Ребята, ваши оценки.
- Спасибо! Урок окончен.
Байгабылова Кунзада Акжигитовна,
преподаватель русского языка,
Жанакорган аграрно-технический колледж