Home » Открытый урок » Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи

Цели:

1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды: качественное, относительное, притяжательное; степень сравнения, краткая и полная формы). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.

2)   Развивающая — наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;

обогащение словарного запаса учащихся.

3)  Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, к жизни и деятельности великих учёных-математиков, воспитание бережного отношения к родной природе, работа по сплочению классного коллектива.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: «Диалогическое обучение», «КМ», «ИКТ», «Обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся», «Работа с талантливыми и одаренными учениками», «Управление и лидерство в обучении»

Оборудование:

1)  Персональный компьютер;

2)   Мультимедийный проектор.

3)  Программные средства: MicrosoftPowerPoint; слайд-презентации

4) Русская народная игрушка Матрёшка, учебник «Русский язык», цветные листы, смайлики, флипчеры, постеры, карточки, тестовые вопросы, рефлексивные листы, микрофон.

Структура урока:

1)разъяснение целей урока
2) актуализация опорных знаний
3) знакомство с новым материалом
4) выполнение закрепительных заданий

5)подведение итогов

  1. Организационный момент:

Приветствие, деление на группы, психологический настрой на урок, актуализация знаний, вводная часть, тема, эпиграф к уроку, цели урока, составление кластера на темы «Желтые листья», «Красные листья», «Зеленые листья»

По любимому цвету человека мы можем  рассказать о его характере и  здоровье. Цвет имеет и большую силу, так как им  можно лечиться.
В египетских пирамидах были комнаты разных цветов, и уже тогда целители определяли, какой цвет нужен больному, и купали его в комнате определённого цвета, и здоровье человека  улучшалось.
(ученики в группе составляют кластер, о том что обозначает каждый цвет)
Красный
Это мак, это огонь, это ягоды, кровь… ( Дети дополняют ответы)
Если человек выбирает красный цвет , то он сильный  духом, активный, лидер.
Жёлтый
Это цвет солнца, лета, желтых цыплят, радости и покоя…
Люди, которые выбирают желтый цвет, товарищеские, щедрые.
Зеленый
Это трава, листочки, деревья, весна, молодость…
Это самый спокойный цвет, не имеет радости, печали.
Люди, которые  выбирают зеленый цвет, имеют  твердый характер,  уверенность.
Стратегия «Репортёр»

Применение «закрытых «вопросов.

(учитель ходит по классу и задаёт вопросы, побуждая учащихся к диалогу, способствует развитию устной речи, аналитических способностей учащихся, проверяет интеллектуальный потенциал учащихся)

-Что у меня в руке? (Игрушка)

-Игрушка какого народа? (Эта русская народная деревянная игрушка)

-Опишите куклу. (Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб, на ней ярко-красный платок, юбка, фартук).

-Кто является автором эскиза? Откуда у автора появилась идея создать такую куклу? (Автором является Сергей Малютин, идея создания такой куклы появилось у него после того, как увидел фигуру японской куклы: старика…)

-Какую часть речи вы больше использовали при описании матрёшки? (Имя прилагательные)

-Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока: «Имя прилагательное как часть речи». (Учитель раздаёт ученикам рефлексивные листы, на которых рисунок «Дерева Успеха» Учитель просит учащихся отметить, на каком уровне они знают тему «Имя прилагательное»)

Словарная работа

Разъёмный — такой, что можно разнять, разъединить.

III Объяснение нового материала

Защита презентации (опережающее домашнее задание)

1.Полные и краткие прилагательные.

2.Степени сравнения прилагательных.

3.Разряды прилагательных.

(ученики по очереди защищают свои презентации)

IV Закрепление нового материала.

Работа по карточкам.

Выполнить синтаксический разбор предложения:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах-…

Проверяем выполнение синтаксического разбора предложения.

Работа по учебнику.

Составление постера, употребляя прилагательные.

1 группа «Архимед» — Упр. №81 стр. 57(выписать прилагательные с существительными)

2 группа «Пифагор» — Упр. №85 стр. 61(выпишите относительные прилагательные)

3 группа «Галилей» — Упр. №93 стр. 65(выпишите прилагательные, определите разряд)
Защита постера учениками.

Оценивание постера (на постерах ученики расставляют оценки, обосновывают свой выбор оценки)

V Выполнение тестовых заданий.

Взаимопроверка тестов. Ответы даются на доске.

Тесты по теме: «Имя прилагательное»
1. Как изменяются имена прилагательные?
А) по родам, падежам, числам;
Б) по родам, падежам, числам и лицам;
В) по лицам, временам, числам;
Г) по лицам и числам;
Д) по лицам, числам и родам.

  1. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.
    А) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;
    Б) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;
    В) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;
    Г) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;
    Д) притяжательное, относительное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное.

 

  1. Какое прилагательное не имеет краткой формы?
    А) плохой;
    Б) хороший;
    В) снежный;
    Г) маленький;
    Д) дорогой.
  2. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?
    А) снежный;
    Б) хороший;
    В) плохой;
    Г) маленький;
    Д) дорогой.
  3. В каком варианте употреблена простая форма превосходной степени прилагательного?
    А) Коробочка была очень бережливая хозяйка.
    Б) Партизаны продвигались в непроглядной тьме.
    В) Гостиную Собакевича украшали представительнейшие люди.
    Г) Женщина осторожно переступила порог.
    Д) История стала ещё интереснее.

Ключ к тестовым вопросам:

  1. А
  2. А
  3. В
  4. А
  5. В

VI Рефлексия « Дерево Успеха»

Ученики отмечают уровень знания темы «Имя прилагательное», отвечают на вопросы. Обосновывают свой выбор.

VII Оценивание.

Формативное оценивание «2 звезды,1желание»

Суммативное оценивание: выставление оценок за урок.

VIII Домашнее задание: Упр. №83 стр. 58(Списать, определить разряды прилагательных)
Рефлексивный отчёт о проведении открытого урока по теме:

«Имя прилагательное как часть речи»

27 ноября 2015 года провела открытый урок по русскому языку по программе Кембриджского Университета. Урок решила проводить в 10 «А» классе. Этот класс соответствовал по всем критериям: веду уроки с 5-ого класса, знаю психологические особенности каждого ученика, уровень усвоения знаний и успеваемость, слабые и сильные стороны класса.

Открытый урок проводился во внутришкольном масштабе в рамках программы «Даму» для учителей, работающих по программе Кембриджского Университета. Урок является уроком кобинированного вида, на котором проходило повторение ранее изученного материала, изучение нового, формирование и развитие умений и навыков учащихся. Урок организован по типу нестандартного урока «урок взаимодействия учащихся». На уроке использовались наглядные, словесные и практические методы обучения; индивидуальные, групповые и фронтальные приёмы обучения, позволяющие раскрыться каждому учащемуся и принять посильное участие в образовательном процессе. В течении всего урока вёлся взаимоконтроль и контроль со стороны учителя за знаниями учащихся, использовались возможности ИКТ, слайдовая презентация, модули обучения, различные стратегии критического мышления.

С темой «Имя прилагательное» ученики уже знакомы. Раздала рефлексивные листы «Дерево Успеха», чтобы ученики смогли отметить, насколько они знают тему «Имя прилагательное». Затем провела беседу о русской народной игрушке матрешке, с целью проверить умение употреблять в речи прилагательные, проверить интеллектуальные способности учеников. Для этого использовала стратегию «Репортёр» и модуль «Обучение критическому мышлению». Я была довольна работой групп. Ответы учеников были точными, осмысленными. Одаренным ученикам были даны опережающие задания: приготовить презентации к новой теме. Защита презентации прошла успешно, ученики смогли доступно объяснить тему, были приведены примеры. Для полного закрепления материала раздала листы с заданиями: выполнить синтаксический разбор данного предложения. Задание выполняли, работая в паре. Разбор предложения был сделан неверно, поэтому синтаксический разбор выполняли у доски. Ошибка была допущена при нахождении сказуемого. Ученики убедились в том, что сказуемое выражается простой степенью прилагательного и отвечает на вопросы Каков? Какова? Каково? Каковы?

Для полного закрепления нового материала провела работу с учебником. Работа продолжалась в группах. Задания у каждой группы были разные. Проверяя работу, провели взаимооценивание: на постерах ученики расставляли оценки, обосновывая свой выбор оценки.

Далее я попросила учеников отметить на рефлексивных листах «Дерево Успеха», на какой веточке они находятся теперь, после проведения и усвоения нового материала. Ответы обосновываются учениками. Проводя рефлексию, я наблюдала аналитические способности, критическое мышление, насколько был усвоен материал и самооценку учеников. Заметила, некоторые ученики оценивают себя очень высоко. Были случаи, когда ученики знали свои возможности, реально оценили себя. И в конце урока, чтобы сравнить результаты сказанного, решали тестовые задания по новой теме. На доске вывесили ключ ответа и провели взаимопроверку. На уроке использовались формативное оценивание «2 звезды, 1желание» и суммативное оценивание: выставление оценок за урок в классный журнал.

 

   Сайрам ауданы, Қарабұлақ ауылы,

  №10 «Қарабұлақ» атындағы  жалпы орта мектебінің

орыс тілі мен әдебиеті  пәні мұғалімі

Халниязова Умида Юлдашбековна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*