Home » Открытый урок » Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода

 

Цели и задачи: 

формировать умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных; формировать учебно-логические навыки, познакомить с профессией журналиста;

развивать речь, внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;

воспитывать любовь к природе, организованность, аккуратность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки, иллюстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел опять звонок.
Ты готов начать урок?
Прилагательные ждут,
Их склонять тебя зовут!

— Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать над правописанием падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

– Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

  1. Минутка чистописания

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

— Угадайте, написание какой буквы мы сегодня повторим.

Таракан живет за печкой,

То-то теплое местечко.     (Т т)

— Вспомните и запишите слова с непроверяемой безударной гласной на данную букву. Телефон, тепловоз, товарищ, топор, трактор.

— Составьте предложение со словом «Тепловоз»

По железной дороге быстро мчится новый тепловоз.

— Синтаксический разбор данного предложения.

III. Выборочное письмо.

– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.

— Послушайте текст:

Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка. Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.

– О чем он? (Этот текст о ручье.)

– Каждый ручей, как и речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством природы.

– Я сейчас буду диктовать вам предложения, вы найдете прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж, род.

– Проверка каждого словосочетания.

(Быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – -ий; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – -ый; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая.)

Березняка — разбор как часть речи.

Березняка — сущ. (чего).

Н.Ф. -березняк.

М.Р., 2 скл., мн. ч., Р.п.

Вт. член — дополнение.

Физминутка

— Тихо все на место сядем

И закроем глазки, вспомним все, что повторили

Без моей подсказки.

  1. Работа с учебником

– Журналист должен уметь работать с разной литературой. Откройте учебник на странице 142, упражнение 322.

– Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)

  1. Работа в парах

– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Каждый ученик имеет карточку с пропущенным окончанием, записываете словосочетание в тетрадь с новой строки с маленькой буквы в строчку, выделяете окончание, определяете падеж.

1 ряд                                          2 ряд

За красив… рекой                       от добр… феи

Хрустальн… туфельку                  пахуч…  черемуху

В летн… юбке                                под ледян… струёй

Весен… листву                              о горн… реке

– По-очереди доказать, какое окончание напишете, если вы оба сомневаетесь. Работает редактор отдела, она поможет, подскажет и проверит ваши работы.

—  В это время два человека у доски:

разобрать прилагательные по составу:

ранняя, прекрасный, душистое, весеннее

– Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым?

—  Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Весна”.

Работа по группам:

1 группа —  пишет текст самостоятельно.

2 группа – даны опорные слова: потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветер, свежий воздух, чувствуешь дыхание весны.

3 группа — Вставить прилагательные, подходящие по смыслу.

Светит ____________ солнышко. _________ снег остался только в тени. На __________ озерах треснул лед. Журчат ___________ ручьи. На березах надулись __________ почки.

Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.

— Задание для всех групп: подчеркните все орфограммы, которые встретились в первом предложении.

— Грамотная практическая работа невозможна без знания теоретического материала. Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном.

— Что такое имя прилагательное? Что означает? На какие вопросы отвечает?
— С какой частью речи связано имя прилагательное?
— Как правильно написать безударное окончание имени прилагательного?

  1. VI. Итог урока

– Какие задания у вас вызвали интерес?

– Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных?

– Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?

Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.

Сакенова А.К.,

Казанская средняя школа,

Айыртауский район

с. Казанка

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*