Home » статьи »  ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

«Учитель новой формации— духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации».

Н.А. Назарбаев

 

Преподавание в современной школе посредством «традиционной» методики, основанной на передаче готовых знании, не может быть эффективным, в данном случае имеет место поверхностное обучение. Раньше я считала свое преподавание успешным, я приходила на урок и передавала  детям готовые знания. Они привыкли к тому, что я все расскажу, покажу и при необходимости обязательно помогу. Раньше, я не обращала внимание на то, что мои ученики не могут самостоятельно добывать знания и  применять их на практике, обсуждать и выдвигать свои идеи. Поэтому передо мной была поставлена цель: пересмотреть свои взгляды и убеждения, так как [убеждения учителя оказывают большое влияние при формировании установок, которые впоследствии объясняют принятие решений, и, в итоге – действия в классе] (Руководство для учителя, стр. 111 )  Для меня стало существенно важным попытаться интегрировать в свою практику все модули Программы,  полностью изменить свой стиль преподавания, уделив особое внимание тому, чтобы дети самостоятельно научились добывать знания и что самое главное, могли применять их вне школы.

На каждом уроке русского языка, ребята делятся на группы, как известно, потенциал групповой работы велик и учителям необходимо его на своих уроках развивать. Предварительно с учениками была проведена работа по выработке основных правил работы в группе, которые они должны были придерживаться.

Я обратила внимание на то, что когда дети делились на группы в первый раз, некоторые из них, стали искать глазами тех, с кем хотели бы оказаться вместе. Но в процессе выполнения работы,  важным становилось ни то, с кем в группе они оказались, а то, как выполнить задание сообща, принять на их взгляд правильное решение и аргументировать  его.

Групповая работа открывает большой диапазон для развития критического мышления и  диалогического обучения. Непроизвольно вступая в диалог, активность многих учеников возрастает. Даже   не совсем уверенные в себе дети, начали открывать себя с другой стороны. У них появилось желание вносить свои предложения, они становились участниками обсуждения и принятия решений.   Появилась возможность более свободного общения учеников на уроке, свободного при необходимости передвижения. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. [Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности на уроках] (Руководство для учителя, стр. 144).  [Модель обучения Л.С. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог] (Руководство для учителя, стр.144)  Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими. Поэтому у учеников с высокой успеваемостью появилась возможность проявить себя, объясняя на своём уровне мышления своим одноклассникам, что требуется выполнить и как именно это можно сделать. Так же, в процессе планирования своих  уроков, мне пришлось поработать над постановкой вопросов. Это оказалось для меня не совсем простым делом. Перед глазами всегда находилась таблица с моделями вопросов и заданий по таксономии  Блума «Ромашка Блума». Для меня стало очевидным, что постановка  вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировки он становится эффективным инструментом для развития критического мышления. Для себя я выделила, что постановка вопросов является ключевым навыком, так как при правильной формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение школьников.

При планировании своих уроков, я всегда использую  приемы и методы, направленные на развитие навыков критического мышления и саморегуляции, а также  коммуникативных навыков. На своих  уроках при работе с текстом я   использую такие  приемы как «Джигсо», «Инсерт», так как их целью является создать на уроке ситуацию, которая позволяет учащимся работать вместе, чтобы запомнить большее количество информации в течение короткого отрезка времени. На этапе актуализации знаний мною используются  такие приемы как «Муравейник», «Паук»,  целью которых является  тренировка памяти, самопроверка, быстрое введение в тему, смена активности, и которые побуждают к работе с новой информацией.  На этапе осмысления мною проводятся  такие методы как «Банк идей», «Пчелиный улей», составление кластеров и постеров,  эти методы я считаю очень эффективными при работе с теоретическим материалом, так как они дают возможность ученикам в полной мере раскрыться и высказывать свою точку зрения. При оценивании я использую метод пяти пальцев, поощрение и похвалу, смайлики различных цветов, критериальное оценивание постеров, и т.д.  Я обратила внимание на то, с каким удовольствием ученики работают в группе и придерживаются разработанных ими же правил, как начинают дискутировать друг с другом и отстаивать свою точку зрения.

Обновленное содержание образования предполагает внесение ряда изменений в роль учителя, которая теперь заключается не только в составлении заданий и предоставлении источников информации, но самое главное, учителю необходимо научиться создавать благоприятную атмосферу поддержки для обучения. Ученик, в данном случае, становится активным создателем своего собственного понимания, со своими потребностями и интересами. Современному учителю просто необходимо иметь навыки владения разнообразными методами и формами работы, которые стимулируют эффективный процесс обучения.

Я абсолютно согласна с мнением тех, кто считает, что современному учителю необходимо учитывать мнение своих учеников. Каждый учитель должен научиться находить индивидуальный подход к каждому ученику, рассматривая его как индивида, учитывая его способности и возрастные особенности. Так как роль учителя в формировании личности ученика огромна, учителю необходимо не только преподносить знания, но и всячески стараться оказывать положительное влияние на развитие мыслительных способностей, а также убеждений и мировоззрения своих учеников. Чтобы быть учителем нового формата, чтобы нести свои знания и быть уверенным, что ученики воспримут тебя и предмет, который ты преподаешь с совершенной серьезностью и желанием учить и знать, для этого учителю необходимо владеть всеми профессиональными навыками, быть методически грамотным и уверенным в своем профессионализме. [Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечения успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong,Ward,Grant 2011)] (Руководство для учителя, стр. 110)

Если раньше я ставила цели и задачи урока, исходя  из образовательных потребностей, не учитывая при этом потребности и интересы учеников, то,  сейчас, я пришла к полному пониманию того, что цели и задачи урока нужно определять с позиции ученика, и они должны быть разработаны совместно с учениками и доступны для их понимания и выполнения. Только четко сформулированные цели помогают определить, научились ли ваши ученики тому, что от них требуется. Поэтому прежде чем начать урок, нужно было совместно с учениками сформулировать цели урока.

Если учащиеся  доверяют своему  учителю, то они могут рассказать ему обо всем на свете, поделиться своими переживаниями и радостями.  Мы зачастую не давали детям раскрыть свой внутренний мир.  Строили свой урок на монологической речи, где учитель большую часть урока говорил, объяснял новый материал, а ученики просто слушали. Сейчас же я стараюсь планировать урок так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. Ведь диалог является основной формой общения. Только через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает мне узнавать, насколько мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения.

На всех своих уроках, я заметила, что учащимся очень нравится та работа, где они в руки берут маркеры. Вот здесь как раз и раскрывается талант учеников и их творческие способности. Я видела заметные изменения в раскрытии личности при выполнении таких  методов,  как  создание кластера или постеров. Все ребята  с увлечением выполняли эти задания. Как раз вот именно творческие задания раскрыли учеников молчаливых, нерешительных. Если у такой категории лиц что-то не получалось, то ребята более активные им помогали, т.е. работали в сотрудничестве. И при этом ни кто себя не чувствовал ущемленным, а наоборот вовлеченным. Раньше в ходе урока я опиралась на «сильных» учеников. Теперь я знаю, что каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход, чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности.

В завершении хочу сказать, что при изменении стиля ведения урока,  у меня возникло ощущение, что мои ученики изменились, изменилось их отношение к учебе и их  отношение  друг к другу. На каждом уроке я наблюдала за ними, применяя различные методы и приемы обучения, с целью изучения эффективности внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Но самым главным для меня стал тот факт, что я тоже изменилась, и изменилось мое видение преподавания своего предмета. Я поняла, что прежде чем применить какую-либо  стратегию или метод, нужно основательно продумать и проанализировать каждый свой шаг.

Применяя инновационные методы в преподавании, я увидела искры в глазах детей. Они надеются, что их услышат и  дадут возможность высказаться. Активное участие учащихся в процессе урока позволило мне раскрыть своих детей по-новому. Исходя из результатов школьной практики, я сделала вывод, что внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию эти качеств.

 

Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна

старший  преподаватель кафедры ППСОП

филиала «АО «НЦПК  Өрлеу» институт повышения квалификации

педагогических работников по    Жамбылской области

 

Использованная литература:

 

  1. Коршунова Н.Л. Педагогика, которую мы преподаем Педагогика. — 2005. №9 [1]
  2. «От педагогического опыта к педагогической рефлексии», Задорожная Н.П., Низовская И.А., Бишкек-2011. [3]
  3. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя. Третий (базовый ) уровень. Астана 2012 [4]

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*