Совершенствование инструментальной подготовки будущего учителя музыки в условиях модернизации системы образования обусловливает поиск эффективных путей обучения студентов образования. За последние годы в музыкальной педагогике было сделано немало для обоснования специфики фортепианной подготовки студентов. Можно констатировать, что к настоящему времени сложилась определенная система взглядов на формы и методы работы со студентами в индивидуальном инструментальном классе.
В своих работах, посвященных исполнительской деятельности учителя музыки,
Л.Г. Арчажникова существенное внимание уделяет инструментальной подготовке. Автор утверждает, что «овладение навыками исполнительской и концертмейстерской деятельности детерминировано спецификой профессии педагога общеобразовательной школы». Действительно, рассуждая об исполнительской функции учителя, следует подчеркнуть, что имеется в виду не исполнение «вообще», а исполнение для детей (игра должна быть яркой, образной, эмоциональной, в постоянном контакте с классом). Особенности музицирования на уроке в общеобразовательной школе вызывают необходимость находить эмоциональный контакт с детской аудиторией при помощи особой, подчеркнуто-выразительной, «утрированной» манеры игры учителя, а также умения фрагментарно исполнять музыкальные произведения или исполнять определенные их части.
«Любая механическая запись должна быть только дополнением к живому исполнению, а не заменой его. Это очень важно, так как живое исполнение связано с большим эмоциональным воздействием музыки на учащихся; кроме того, при живом исполнении учитель может остановиться, повторить какое-либо место, обращая внимание школьников на отдельные моменты музыкальной выразительности и, наконец, играющий учитель всегда обладает в глазах учащихся большим авторитетом, чем неиграющий». Выступая на уроке в роли исполнителя, иллюстратора, аккомпаниатора, учитель музыки и во внеклассной музыкально-образовательной работе должен использовать свое умение играть на музыкальном инструменте.
Итак, «профессиональные исполнительские качества учителя музыки складываются на основе органического сочетания многих компонентов: развития общемузыкальных теоретических знаний и умений, а также чисто исполнительских навыков, работы над культурой и техникой игры на инструменте.
В настоящее время контингент поступающих на музыкальные факультеты учебных заведений включает в себя целые группы абитуриентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки. Это создает новую педагогическую ситуацию и ставит целый ряд серьезных проблем. Абитуриенты, не имеющие специальной подготовки, в силу слабого уровня музыкального развития, труднее входят в процесс освоения такого сложного инструмента, как фортепиано. В таких случаях, как правило, исключительно трудно достичь высокого уровня исполнительского мастерства. Ограниченные сроки обучения и дефицит времени для самостоятельных домашних занятий не дают возможности в полной мере подготовить профессионального педагога-музыканта. Следует отметить, что в учебном плане, для студентов без специальной подготовки отсутствует теоретико-методологическая база, учебники и специальные нотные сборники, на слабом уровне практическое обеспечение материалом. Методики обучения игре на фортепиано студентов данной категории, имеющиеся на сегодняшний день и ставшие уже традиционными, проявляют себя недостаточно эффективно, поскольку базируются на методах и принципах работы с детьми.
Безусловно, на начальном этапе обучения данной категории студентов важное значение приобретает создание положительного эмоционального фона занятий в целях формирования у обучающихся интереса и осознанного отношения к музыкальному развитию в классе основного музыкального инструмента — фортепиано, а также, обеспечения их продуктивного взаимодействия с педагогом. С самых первых уроков обучения следует уделять большое внимание правильной, удобной посадке, приобретению, накоплению и запоминанию ощущения удобства и свободы игрового (мышечного) аппарата. Большое значение при инструментальном обучении, особенно на начальном этапе, имеет координация движений, так называемые двигательные навыки. У студента, не имеющего предварительной инструментальной подготовки, процесс налаживания определенных двигательных механизмов проходит гораздо медленнее, Это обусловлено некоторой потерей эластичности рук, подвижности пальцев и другими факторами.
Одной из важных задач является воспитание умений самостоятельно контролировать группы мышц, непосредственно занятых в процессе извлечения звуков. Практика работы подтверждает, что обучающиеся должны научиться, сначала под контролем преподавателя, а затем и самостоятельно, разбираться в своих двигательных ощущениях, уметь анализировать их, интуитивно находить правильные удобные движения, способствующие максимальному решению технических и художественных задач. Специфика работы учителя музыки содержит свои, отличающиеся от других видов исполнительской деятельности, особенности.
Музицирование на уроке в общеобразовательной школе проявляются в таких специфических умениях, как:
- фрагментарное исполнение музыкальных произведений или исполнение определенных частей;
- проигрывание отдельно мелодии, в результате чего мелодия будет воспринята школьниками в своем подлинном виде.
Особенностью музицирования на уроке в общеобразовательной школе является необходимость находить эмоциональный контакт с детской аудиторией при помощи особой, выразительной манеры игры учителя. Одним из методов, способствующих проявлению и формированию творческих качеств, является метод эскизного изучения произведений. Он заключается в том, что произведение не обязательно выучивать наизусть, исполнение его не доводится до возможного совершенства, а приостанавливается несколько раннее. «При эскизном разучивании на первый план выдвигаются те умения, которые необходимы учителю музыки при работе в школе: это – прежде всего умение понять содержание произведения в целом, постичь его художественный смысл. Такой вид работы будет способствовать значительному расширению репертуара и музыкального кругозора учителя, обогащению его исполнительского опыта». В тесной связи с инструментальной работой в классе фортепиано находится и подготовка студента к самостоятельной деятельности. Это предопределяет необходимость предельной рационализации учебного процесса, поисков наиболее эффективных форм и методов работы. При этом студенты, не имеющие инструментальной подготовки, должны научиться добывать и усваивать знания самостоятельно, а не просто исполнителями указаний педагога. С первых же шагов он начинает понимать, как необходимы для этого точно осознанные приемы и навыки. Он хочет и должен как можно скорее научиться профессиональному владению игры на инструменте, иметь возможность играть произведения. Чрезвычайно важным моментом является оптимальный подбор инструментального репертуара. Перед педагогом стоит непростая задача – найти такие произведения, которые будут способствовать развитию определенных навыков. Работа в классе основного музыкального инструмента здесь нацелена не на совершенствование концертно-исполнительских умений и навыков, а на освоение универсальных навыков, обусловленных деятельностью учителя музыки в школе.
Знание специфических особенностей, даст возможность преподавателю целенаправленно руководить развитием студентов, не имеющих специальной подготовки. Знание психологических особенностей, умение использовать их в инструментальной подготовке во многом определяют характер, содержание и форму работы педагога в классе фортепиано.
Искакова Гульфия Борисовна,
педагогический колледж имени Ж. Досмухамедова,
Западно-Казахстанская область