Государственные стандарты обновленного содержания образования заставляют нас, учителей, по- иному взглянуть на акценты педагогической деятельности. Наряду с предметными достижениями и личностным развитием выделяется такая группа достижений, как метапредметные результаты ученика.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привела меня к поиску таких методов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.
Я стараюсь использовать такие способы и методы обучения, которые бы облегчали бы «жизнь» детей в школе. Одним из таких методов считаю, метод интеллект-карт, или карт памяти (mindmapping).
Интеллект-карты – это удобная и эффективная техника визуализации мышления, способ графического отображения информации.
Ментальная карта представляет собой блок-схему: ядро (основная мысль) с ответвлениями, различными рисунками и стрелочками. Все мы знаем, что рисунки и символы запечатлеваются в памяти гораздо легче, нежели монотонный текст (рис.1).
Со школьной скамьи мы привыкли вести конспекты. Коротко записываем нужную информацию и выделяем основные мысли цветом. Однако даже собственные записи иногда читаются с усилием.
И вот почему:
— трудно запомнить, так как линейная запись выглядит монотонно и действует гипнотически;
— трудно выделить главное, так как носители впечатлений об идее теряются и в массе ничего не значащих слов;
— неэффективное расходование времени, так как записывается много ненужного, требуется время для перечитывания этого ненужного в поиске ключевых слов.
При использовании интеллект-карт мы действуем иным образом:
— используем такую систему записи, где главная тема, которая требует нашего внимания, помещается в центре листа;
-записываем только ключевые слова (яркие, запоминающиеся), которые помещаем на ветвях, расходящихся от главной центральной темы;
— используем цветовую гамму, которая дает наглядность при работе с материалом;
Интеллект-карты использую на уроках английского языка для фиксации нового лексического и грамматического материала, при чтении текстов, составлении устных и письменных высказываний (рис.2,3).
Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Она помогает собрать все материалы по определенной теме на одной информационной панели, окинуть их одним взглядом, увидеть общее, дает возможность сфокусироваться на деталях.
Карты памяти активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.
Mindmapping использую на разных ступенях обучения. Составление интеллект-карт ведется как индивидуально, так и в парах, в группах.
При формировании навыков чтения отражаются такие метапредметные результаты, как прогнозирование содержания текста, умение выделять основную мысль и главные факты (рис.4).
При формировании навыков монологической и диалогической речи школьники учатся планировать свое речевое поведение, общаться и сотрудничать в парах и группах, осуществлять самоконтроль и оценку других участников коммуникации (рис.5,6).
При работе над проектами учащиеся учатся генерировать свои идеи, находить наиболее рациональное решение, прогнозировать последствия своего решения, видеть новую проблему, планировать работу, находить причинно- следственные связи, делать выводы.
При формировании лексических навыков интеллект-карты помогают фиксировать материал, осуществлять самонаблюдениие и самооценку освоения новых лексических единиц.
При формировании грамматических навыков учащиеся учатся составлять конспекты при прохождении новой темы, выделять и анализировать информацию.
При формировании навыков письменной речи ребята используют mindmap в качестве плана будущего речевого произведения, учатся логически рассуждать и делать выводы.
При формировании навыков аудирования карты памяти- это отличный способ фиксации услышанной информации.
«Иностранный язык», наверно, единственный школьный предмет, который «многопредметен». Мы изучаем: историю, географию, экологию, язык, литературу, физическую культуру, информатику. Этот список можно продолжать. С помощью предмета «иностранный язык» во время обучения учащиеся развивают и совершенствуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, которые формируются в процессе изучения всех школьных предметов.
Результатом образования сегодня надо считать не только знания и конкретные дисциплины, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Ученик должен обладать целостным взглядом на мир в его единстве и разнообразии народов, культур, природы. Он должен быть социально ориентирован. Метод построения интеллект-карт, активирующий работу клеточек нашего мозга, становится отличным помощником для достижения данных результатов.
Мустафина Аспет,
учитель английского языка
КГУ СОШ №5,
г. Экибастузa
Павлодарской области