Современные образовательные программы требуют обучать и оценивать учащихся всем видам речевой деятельности не только на уроках иностранных языков, государственного языка, но и языка обучения. К сожалению, многолетняя практика итоговой аттестации обучающихся привела к тому, что большее внимание на уроках уделяется обучению писать, читать и говорить. И не секрет, что главным препятствием освоения языка является отсутствие языковой среды. Учащиеся привыкли получать графическую форму информации, получая ее по зрительному каналу. Для этого есть практически вся учебно-методическая литература. Несмотря на то, что обучение аудированию в общеобразовательной школе достаточно ясно определяется и регламентируется, для развития слухового канала в современных УМК нет необходимых пособий – и здесь огромное поле для творческой деятельности педагога-словесника.
Кроме того, итоговая аттестация выпускников по языковым дисциплинам теперь осуществляется по четырем видам речевой деятельности, а именно: говорению, чтению, письму и слушанию (аудированию). И если первым трем видам всегда уделялось должное внимание в учебном процессе, то считалось, что обучение аудированию осуществляется через речевое поведение преподавателя.
Таким образом, развитие слухового восприятия сохраняется на низком уровне. И это создает трудности в обучении языкам.
Возрастающая потребность школьников в овладении как государственным, так и иностранными языками обязывает учителя выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность, способности и проявить активность.
Современные методы преподавания языков требуют внедрения в учебный процесс звуко- и видеозаписей, фильмов, учебных компьютерных программ и электронных обучающих средств.
Для того, чтобы урок был прогрессивным, интересным, познавательным и креативным учителю необходимо иметь творческий подход, умение применять ИКТ. Необходимость широкого внедрения ИКТ, а именно звуко- и видеозаписей способствуют:
- полнее реализовать важные дидактические принципы — наглядности, индивидуализации обучения;
- обеспечивать формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;
- возрастающему интересу и мотивации к изучаемому языку;
- расширению и пополнению знаний учащихся об окружающем мире;
- улучшения качества усвоения материала.
Речевая деятельность — сложное явление. Оно связано с таким понятием как речевое взаимодействие. Речевое взаимодействие – это взаимодействие людей друг на друга в целях побуждения к ответным речевым или неречевым действиям. Если нет взаимодействия, нет коммуникации.
В любой ситуации общения присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда выделение основных видов речевой деятельности: продуктивных (говорениея и письма) и рецептивных (аудирования и чтения). Для того, чтобы участвовать в общении, учащийся должен обладать и теми, и другими умениями. «Изоляция видов речевой деятельности в обучении может привести к тому, что учащиеся, овладевают умениями высказываться на определенную тему, но не будут воспринимать речь на слух и, таким образом, не смогут участвовать в общении, или, наоборот, понимая смысл прочитанных или услышанных фраз, не смогут сформулировать свои собственные высказывания.»
Отмечая тесную взаимосвязь 4-х видов речевой деятельности, необходимо подчеркнуть различие конечных продуктов этих видов деятельности.
Конечным продуктом для аудирования является понимание сообщения. Поскольку речевое общение процесс двусторонний, то недооценка аудирования, т.е. понимания речи на слух может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников.
«Всякий, даже самый минимальный, уровень владения аудированием предполагает сформированность ряда операций, т.к.:
1) Опознание звукового потока;
2) Восприятие значения аудируемых единиц;
3) Выявление значимой информации в аудируемом тексте.»
В ходе аудирования слушающий выполняет сложные мыслительные операции анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и т.д.
Значимым условием в обучении аудированию является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.
Известный российский и советский педагог-ученый, основоположник липецкой методической школы Пассов Е.И. выделяет следующие виды работ по обучению аудированию (кроме речевой зарядки и речи учителя):
1.Слушание текста с новыми ЛЕ или новым грамматическим явлением на этапе формирования навыков.
2.Слушание разговорного текста на этапе совершенствования навыков.
3.Слушание высказываний как смысловых и содержательных опор для говорения на этапе развития умения.
В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различаются 2 вида аудирования:
- аудирование с полным пониманием;
- аудирование с пониманием основного содержания текста.
Тексты для аудирования с полным пониманием не включают незнакомой лексики и выражений, которые могли бы явиться помехой при восприятии. Отдельные новые слова, если они встречаются в тексте, должны легко пониматься учащимися. К ним относятся интернационализмы, слова, состоящие из известных элементов, или слова, значение которых легко выводится из контекста. При аудировании текста с пониманием основного содержания учащийся должен стремиться понимать текст в целом даже в том случае, если он содержит определенный процент незнакомых слов и выражений. Эти незнакомые элементы не должны, однако, быть ключевыми в тексте.
Эти теоретические основы стали отправной точкой по обучению учащихся слушанию, или аудированию, как называют чаще всего.
Итак, что такое аудирование? Термин «аудирование» был введен в 50-е годы для обозначения процесса восприятия, распознавания и понимания слышимых сигналов. Аудирование — это деятельность, представляющая собой одновременное восприятие и понимание звучащей речи. Оно является производным, вторичным в процессе коммуникации, сопровождает говорение и синхронно ему. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи. Такие упражнения принято называть речевыми. Как известно, речь — основная составляющая мышления. Аутентичные видеоматериалы (мультипликационные фильмы, телевизионные передачи, художественные фильмы и т.д.), являются эффективным средством формирования навыков аудирования благодаря большой информативности зрительно — слухового ряда, а также динамизму изображения.
Развитие навыков аудирования, как вида речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения иностранному языку. Ведущую роль в развитии навыков аудирования играют технические средства слуховой, зрительной и зрительно-слуховой наглядности. Наглядность используется для того, чтобы «перекрыть» канал родного языка и побудить учащегося слушать и говорить на иностранном языке.
Список литературы.
- Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе «Просвещение»1991 г.
- Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва – 2004
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Издательство: Просвещение, 1991
- Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. – М., 2004.
Л.Т. Оспанова,
учитель немецкого языка
высшей квалификационной категории