Home » Учебно-методические материалы » Использование интерактивной доски в преподавании информатики

Использование интерактивной доски в преподавании информатики

При обучении студентов, преподавателям необходимо учитывать, что новое поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса. Современные студенты, привыкшие к многочисленным компьютерным играм и телевизорам с агрессивным видеорядом, подобным образом воспринимают и окружающую действительность. А, значит и необходимо переключить их на понимание того, что видео и игровые программы успешно можно использовать и в обучении. И, в этом неоценимую помощь оказывает интерактивная доска, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала на уроках информатики.

А.П. Ершов отмечает, что «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков».

Интерактивная доска ‒ сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества преподавателя и студента. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении теоретических и практических занятий. Устройство внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом же знакомстве с ней. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у обучающихся интерес к предметам, дает возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь, результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение студентов с высокой потребностью в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Работая с интерактивной доской, преподаватель поддерживает постоянный контакт с группой. Интерактивная доска – это не просто поверхность, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между преподавателем и студентом.

Интерактивные доски – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

Интерактивные доски могут использоваться с различными целями:

  • доска позволяет работать с текстами, объектами, перемещать эти объекты, копировать их, вставлять на другую страницу;
  • можно запускать аудио-и видеометериалы, анимации, работать с любыми компьютерными программами, например, с презентациями, Интернет-ресурсами;
  • можно делать записи поверх открытых документов, делая пометки, выделяя важные моменты с помощью цвета, без труда стирать лишнее,
  • отменять действия, сохранять информацию, то есть все доступные при использовании компьютера операции;
  • можно раздвигать границы доски вниз или вправо;
  • доска отлично помогает выполнять задания на классификацию, используя возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, при этом, привлекая к процессу обучающихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах;
  • позволяет создавать свой банк картинок, рисунков, чертежей, опорных конспектов, таблиц, сохраняя их как картинку в панели инструментов, группируя их по темам или блокам.

Основные способы использования интерактивной доски в обучении информатики:

  • объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;
  • проверка выполнения студентами домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);
  • защита проектов обучающимися;
  • создание различных образов, путем «собирания» их средствами доски;
  • проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка студентами;
  • выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.

Массовое внедрение интерактивных досок дает большое будущее для дальнейших работ. В процессе обучения существует множество способов применения интерактивных приложений. Как и у всех методов, у данного есть свои плюсы и минусы, но компетентное его использование в процессе обучения может давать высокие результаты.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания обучающихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяют студентам лучше понять материал.

Интерактивная доска Smart Board – это один самый популярных продуктов компании Smart Technologies – одного из ведущих производителей интерактивных систем. Сенсорный экран Smart Board это элемент системы проектор – экран – компьютер. Компьютер обрабатывает сигнал, транслируя его через проектор на электронную доску, которая позволяет работать с ней с помощью пальцев или специальных пишущих инструментов. Функционирование доски основано на технологии резистивной матрицы, самой надежной и популярной. Эти доски просты в эксплуатации и редко выходят из строя, в том числе и от механического воздействия.

Интерактивные доски SMART Board предоставляют преподавателю и студентам уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной работы студентов. Однако для того, чтобы грамотно использовать на учебном занятии все богатство возможностей интерактивной доски, преподавателю необходимо самому знать эти возможности, реализуемые при помощи имеющегося в комплекте поставки досок SMART Board стандартного программного обеспечения.

Приведем примеры слайдов, созданных в интерактивной доске SMART Board, в программном обеспечении Notebook, для уроков информатики:

Пример 1 «Переведите числа из десятичной системы в двоичную», разработанный в программном обеспечении Notebook, используется на этапе закрепление пройденного материала.

Рисунок 1. Переведите числа из десятичной системы в двоичную

При создании данного слайда используется вставка текста, вставка Lesson Activity Toolkit 2.0. Студентам предоставляются 3 шарика, в котором записаны числа, которые нужно перевести из десятичной системы счисления в двоичную. Выполнив перевод, студенты смогут проверит ответы. Если навести маркером или мышкой на шарик, то он взрывается и появляется ответ.

Пример 2 Задание «Расставь в порядке возрастания», разработанное в программном обеспечении Notebook, используется на этапе практической работы. При создании данного слайда используется Lesson Activity Toolkit 2.0, вставка текста, вставка рисунка и вставка темы.

Студенты должны расставить единицы измерения информации в порядке возрастания. С помощью электронного маркера они могут перенести единицы измерения информации вверх или вниз. Выполнив задание, нажав на кнопку «check», можно проверить правильность расстановки единиц измерения информации. Если студенты правильно выбрали ответ то, на экране, возле ячеек появится знак «галочки» зеленого цвета. Если же неправильно то, на экране, возле ячеек появится знак «Х» красного цвета. Правильная расстановка ответов: 1 bit, 1 byte, 10 byte, 1 Kbyte, 1025 byte, 1000 Mbyte, 1 Gbyte.

    Рисунок 2. Расставь в порядке возрастания

Пример 3 «Найдите пары: элемент ‒ поколение», разработанный в программном обеспечении Notebook, используется на этапе практическая часть. При разработке данного слайда используется вставка текста, вставка рисунка, вставка темы, вставка Lesson Activity Toolkit 2.0. Студенты с помощью электронного маркера, нажимая на квадраты, ищут пары элемент ‒ поколение.

 

Рисунок 3. Найдите пары: элемент ‒ поколение

Если студенты находят правильные пары, то квадраты исчезают.

Разработанное задание целесообразно применить на уроке в качестве практического задания по теме «Поколение ЭВМ». Результатом данного задания является, проверка знаний обучающихся по пройденной теме. Данное задание с применением интерактивной доски выглядит ярко, красочно, поэтому вызывает живой интерес, активность студентов.

Использование интерактивной доски позволяет сделает урок наглядным и ярким, дает возможность преподнести больше информации за меньшее время, и при этом студенты активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал.

 

Литература:

  1. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. — 2011. — N 6. — С. 111-114.
  2. Вьюшкова Е.Л.. 11араскун I I.B., «Информатика», естественно-математического направление 10 класс, Астана, Арман-ПВ, 2014г.
  3. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения. – М.: Просвещение, – 2007. – 115 с.
  4. Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование. – 2001. – №5-6. – С. 3-12.
  5. Желдаков М.И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2012. – 152 с.
  6. Информатика и ИКТ. Базовый ур. Практикум. 10-11кл_Семакин И.Г. и др_2011 -120с.
  7. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 c.
  8. Чепыжова Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. — 2015. — N 6. — С. 13-15.

Қинаят Д.Е.,

преподаватель информатики

КГП на ПХВ

«Северо-Казахстанский медицинский колледж»,

г.Петропавловск, СКО

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*