Важнейшим направлением развития системы образования на современном этапе, обозначенным в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, в государственных стандартах образования, является достижение нового качества образования путем перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному подходу.
Ключевым становится процесс познания, а не процесс преподавания. Это говорит о том, что принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.
Я думаю, что только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач. Приобретая опыт педагогической работы, я пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка значительно способствуют игровые технологии, инсценировки, исследовательская деятельность. (метод проектов)
Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации обучающегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности обучающегося. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности (учебной, познавательной, творческой, социальной и т. д.) обучающегося. Нельзя допускать скуки и однообразия на наших уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребёнка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов.
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности студентов.
Одним из эффективных путей повышения качества образования обучающихся является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний.
Итак, моя основная цель — обучая, развивать, воспитывать коммуникативную, социальную и информационную компетенцию. Грамотное воспитание способно предотвратить формирование отрицательных свойств личности и стимулировать формирование положительных. Стараюсь достигнуть решения поставленных задач через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы студентов уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Например, интернет-ресурсы, где представлены обширные материалы, к которым студенты могут обратиться при исследовательско-поисковой деятельности. Следовательно, одним из преимуществ использования информационных технологий для меня является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информационные технологии я пытаюсь использовать на всех типах уроков:
изучение новых знаний и формирование новых умений;
практического применения знаний, умений;
обобщения и систематизации изученного;
контроля и коррекции знаний, умений;
комбинированные (смешанные)
Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы должна стать исследовательская работа обучающихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача обучающегося сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе студент получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Обычно тематику исследовательских работ студентов распределяю по содержанию календарного планирования. Стараюсь, чтобы каждый поиск включал в себя элемент новизны. Развитие творческой активности обучаемого в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта обучаемого, основой для получения новых знаний.
Я считаю, что исследовательская работа имеет огромное значение, так как:
способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;
вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;
формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
развивает личностные качества ученика.
Необходимо создавать стимулы для плодотворной работы, для учения с увлечением, таковым может быть интересная форма урока. Среди нестандартных уроков я отдаю предпочтение игровым технологиям, соревнованиям, конкурсам, театрализованным фантазиям, диалогам, где можно использовать информационные технологии, методики диалогового общения.
Игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания.
Игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Вышеназванные технологии позволяют добиться решения основной задачи:формирования у обучающихся умения самопланирования, самостоятельной работы, самоконтроля и самокоррекции, новая технология обучения позволяет им самореализоваться, перейти от роли объекта управления к субъекту самоуправляемого процесса. Выполняя эти работы обучающиеся поняв принцип данной работы со временем сами составляют аналогичные задания. В ходе составления этих работ развивается речь, познавательный интерес к предмету, повышается творческая деятельность.
Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной активности студентов. А средствами достижения этой цели считаю:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы;
стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
поощрение стремления обучающегося находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других студентов, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы;
создание обстановки для естественного самовыражения обучаемого.
И только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, и педагогов, и студентов, может привести к обоюдному изменению в структуре личности, в поведении, деятельности, взаимоотношениях и, конечно, результату учебного процесса.
В качестве вывода необходимо подчеркнуть, что сотрудничество педагога и обучающегося приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом.
Тулегенова Амина Султановна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель предмета «Русский язык»,
высшая категория,
Опорная школа — интернат (ресурсный центр) №9,
город Жезказган