«Использование трехъязычия в тренинге личностного роста юного музыканта «MEN MÝZYKANTPYN! I’M A MUSICIAN! Я МУЗЫКАНТ!»
ANNOTATION
The development of polylingual space is a realia of the contemporary world driven by the globalization progress where all leading economies dominate due to the high level of the human capital assets. The basis of the socially and professionally oriented person speaking several languages and adapted in the world educational and cultural area is formed exactly in the school age.
This article reveals the methods and techniques of the usage of a young musician personal development training and displays the importance of this type of activity in the realization of trilingual education of children studying music to solve the number of issues concerning the specificity of music education.
АННОТАЦИЯ
Развитие полиязычия — это реалии современного мира, движимого прогрессом глобализации, в котором все ведущие экономики занимают лидирующие позиции благодаря высокому уровню человеческого капитала. Именно в школьном возрасте формируется фундамент социально и профессионально ориентированной личности, владеющей несколькими языками, адаптированной в мировое образовательное и культурное пространство.
Данная статья раскрывает методы и приемы использования тренинга личностного роста юного музыканта и отображает значимость данного вида деятельности в реализации трехъязычного образования у детей обучающихся музыке для решения ряда проблем, связанных со спецификой музыкального образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА — трёхъязычие, тренинг, музыкальная педагогика, игра, интеграция.
За весь период независимости, Казахстан достиг огромных успехов в разработке и осуществлении уникальной модели мирного сосуществования в одном государстве множества культур и этносов, позволяющее развивать языковое богатство нашей страны и способствующее взаимодействию и взаимообогащению национальных культур.
В 2011 году Казахстане была разработана Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы, которая определяет цели и содержание трехязычного образования в соответствии с международными стандартами.
В современной педагогике многие преподаватели используют метод тренинга, как формы активного обучения, через поведение, где каждый участник делает выводы, учится по-новому взаимодействовать с собой, другими людьми и с жизнью в целом. Всё это ребенок получает в безопасном и дружелюбном тренинговом пространстве. Тренинг — это особая форма обучения, которая отличается от традиционной тем, что при обучении задействован весь личный опыт участника.
Маленькому музыканту приходится сталкиваться с преодолением многих трудностей и важнейшей педагогической задачей в музыкальном образовании является формирование исполнительской культуры, целостного представления о произведении, восприятие интонационной формы, осмысление музыкальных эмоций и представлений, воплощение композиторского замысла и построение исполнительской интерпретации. Использование игровых педагогических, тренинговых технологий с применением трехъязычного способа восприятия, помогают переосмыслить и реализовать формирование и развитие музыкальных компетенций, необходимых для становления всех форм активности юного музыканта.
Упражнения, представленные в работе, демонстрируют каким образом с использованием трехъязычия, провести занятие как чрезвычайно эффективный ритуал, дающий возможность ребенку ощутить чувство собственного достоинства, побуждающий интерес к сотрудничеству и стимулирующий причастность к музыкальной деятельности в целом.
«Я абсолютно убежден, детей надо учить тогда, когда они дети. Трехъязычие — просто необходимость для наших детей.
Они дети всей планеты: государственный язык должны знать,
русский язык наш язык общения, английский язык — мировой язык,
мировой науки, инноваций, интернета».
Н.Назарбаев
Когда жизнь ребенка наполняется звуками музыки, в его пространство мировосприятия входят люди, благодаря которым происходит познавание непростой музыкальной науки, освоение техники игры на выбранном инструменте, осмысливание и воплощение в звуки эмоции, настроения, образа, картины. Что нужно сказать ребенку сейчас, чтобы завтра, в будущем, он чувствовал свою причастность к музыкальному искусству, и музыка стала бы прибежищем его души. Маленький музыкант учится распределять Время по длительности звучания ноты и фразы, разграничивать занятия и отдых, строить планы на день и на будущее. Первые успехи спряжены с волнением и трепетом публичного выступления. Как вовлечь слушателя в процесс сотворения звучания музыки, а ведь исполнение произведения есть цепь автоматизированных движений, которые в психологии называются навыками.
Педагог-музыкант – это и посредник между общекультурным, музыкальным опытом человечества и новым поколением. Какова же тогда миссия руководителя практики, ведь он готовит будущего педагога-музыканта? Что нужно сказать практиканту сегодня, чтобы завтра, через десять лет и через двадцать, глядя в глаза детей, он видел в них свое отражение – а это Радость встречи, общения и Любовь к музыке, жизни, людям.
Привлекая студентов и руководителей практики к проведению тренинга с использованием трехъязычия, была поставлена цель – изучить законодательную, научно-методическую литературу по данной теме, провести апробацию педагогических и психологических приемов с использованием трехъязычия в процессе исполнительской подготовки юного музыканта.
В Послании президента «Новый Казахстан в новом мире» — Н.Назарбаев предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков»: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский – государственный язык, русский – язык межнационального общения и английский – язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Развитие личности юного музыканта, в контексте педагогики и психологии музыкального образования, рассматривается как развитие мотивационно-потребностной сферы, музыкальных способностей и прежде всего музыкального слуха, ритма, памяти, мышления (Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин) музыкальное развитие учащихся, ибо именно оно находится в центре внимания педагога-музыканта при обучении и воспитании ребенка. При этом речь идет о самых разных аспектах музыкального развития, направленных на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры.
Осознание самим ребенком смыслов и целей обучения, педагогическая направленность на мотивационно-познавательную, эмоциональную сферы, коммуникативные умения и навыки обучающегося являются гарантией эффективного формирования будущего музыканта, и в значительной степени зависят от их взаимодействия. Здесь необходимо учитывать факторы значимые для роста личности: опыт общения, характер взаимоотношений с одноклассниками, педагогами; возрастные, индивидуально-психологические особенности; социально-психологическую обстановку в семье, а так же социокультурную ситуацию в регионе, стране, мире в целом.
Педагогическое сопровождение музыкального становления ребенка включает в себя различные формы подготовки – индивидуальную, групповую, все это составляет фундаментальную основу в становлении юного музыканта в процессе исполнительской подготовки. Исполнительская подготовка маленького музыканта представляет дидактически уникальный педагогический процесс, способствующий интеграции системы метапредметных связей теоретических и практических специальных дисциплин.
Для того чтобы маленький музыкант пришел в мир профессиональной музыкальной деятельности, ему необходимо быть неотягощенным физиологическими и психологическими проблемами и только тогда придет понимание прочтения, проживания и собственной интерпретации музыкального произведения. Психология музыкального искусства призвана показать, как протекает реализация отношений композитора, исполнителя, слушателя: иными словами, какова логика организации психических процессов при построении индивидуального композиторского замысла, его воплощения, исполнительской интерпретации и постижения слушателем.
На сегодняшний день, тема личностного роста является одной из самых актуальных во взрослом сообществе, понимая рост и развитие личности с получением дополнительных навыков и знаний в чем-либо, повышение интеллектуальных способностей. Процесс саморазвития у каждого человека происходит непрерывно и без его участия. По мере взросления ребенок делает выводы, меняет мировоззрение, с возрастом становится мудрее, если руководствуется правильными выводами и имеет благодатное окружение из родных и друзей. Активный личностный рост подразумевает определение и достижение цели. Для этого требуются усилия. Самосовершенствование трудно представить без регулярных побед над самим собой и переживаний. С точки зрения психологии саморазвитие – путь к успешности и счастью.
Обнаруживая у детей неполадки с общением, снижение собственной самооценки, педагоги могут оказать необходимое благотворное воздействие на ребенка по их исправлению.
В нашем учреждении — ГУ «Комплекс» Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат для одаренных детей» разработан и утвержден план мероприятий по внедрению полиязычия в образовательный процесс. Используя практику по внеклассной работе обучающихся 2 курса по специальности «Музыкальное образование», мы имели возможность организовать и провести тренинг личностного роста юного музыканта «MEN MÝZYKANTPYN! I’M A MUSICIAN! Я МУЗЫКАНТ!» для учащихся базовой детской музыкальной школы практики.
Профессиональная практика студентов музыкального колледжа включает в себя исполнительскую и в большей степени педагогическую практику, направленную на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Базовая детская музыкальная школа практики является основной базой для проведения педагогической практики обучающихся колледжа и внеклассная работа с детьми в каникулярное время – это возможность вовлечения студентов в захватывающий мир детского общения, творчества, помогающий раскрыть каждого ребенка и дарящий неоценимый опыт педагогической работы.
За две недели в фойе колледжа появилась объявление, которое могли прочитать все учащиеся школы, студенты, преподаватели, родители и гости. Затем на странице facebook, Instagram, ВКонтакте, на официальном сайте музыкального комплекса и других социальных сетях появилось запланированное мероприятие «Тренинг личностного роста юного музыканта «MEN MÝZYKANTPYN! I’M A MUSICIAN! Я МУЗЫКАНТ!», на которое откликнулись многие дети, которые на зимних каникулах не уехали из города.
В процессе планирования и подготовки к тренингу, мы находили способы решения поставленных задач: привлекали практикантов 2 курса отделения музыкального образования и не предлагали им решение, а подсказывали каким образом, приемом, упражнением, технологией представляется возможным реализовать цель тренинга; работали со словарями и онлайн-переводчиками; налаживали связи со студентами 3,4 курсов, задействованных педагогической практикой; подбирали концертные номера – ансамбли учащихся и практикантов.
Основной целью было создание радостной атмосферы праздника, в которой каждый ребенок почувствовал себя счастливым от того, что у него есть и появились новые друзья, что они узнали интересные игры, которые можно использовать на семейном празднике или в кругу друзей, почувствовали радость искреннего общения, единства со взрослыми — с педагогами и студентами, разделяющими с ними причастность к музыкальному искусству, к родной стране, в которой они растут и развиваются, и к языковой коммуникации, объединяющей всех присутствующих на тренинге.
Выполняя упражнение «Моя рука», в котором детям было предложено обрисовать ладонь и пальцы и на каждом пальчике, передавая друг другу свой листок, написать пожелание, используя подсказки на экране на трех языках. Дети рассыпались по аудитории, предлагая написать пожелание преподавателю, практиканту, однокласснику. В работу включилась даже бабушка одной ученицы, помогая детям с рисунком и выбором пожелания. Дети смотрели на экран, выбирая то, чего желали бы сами себе, понимая, как много зависит в их жизни от составляющих полноценной успешной жизни.
Тренинг подходил к завершению, дети обсудили как прошло мероприятие, что понравилось, что было интересного, нового, с чем было сложно справиться, но было ощущение того, что никто не хочет уходить, всем нравиться происходящее и организаторы предложили детям выступить – исполнить любимое произведение. И дети стали выходить с инструментом, к роялю и звучала музыка, и раздавались теперь уже заслуженные аплодисменты благодарных зрителей.
Самым ценным для нас, организаторов этого тренинга стало то, что предложив детям выступить без подготовки, многие из них смело подошли к роялю, кто-то взял домбру, одна девочка сказал «я хочу спеть…». Во время исполнения казахской народной песни весь зал подхватил «Бипыл, Бипыл, Бипыл-ай Тартша құрбым бiр күйдi-ай» и аплодировал в такт мелодии.
Позитивная эмоциональная сферы тренинга создает благоприятные условия для интеллектуальной и творческой деятельности, направленной на раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка в процессе обучения с использованием игровых педагогических технологий. Используемые игры, упражнения приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языковой лексики, обеспечивают практическую направленность тренинга.
Успех тренинга зависит, прежде всего, от атмосферы необходимости речевого общения с использованием казахского, русского и английского языков в созданной ситуации успеха и радости общения, увлеченности совместной творческой деятельностью, при исполнении музыкальных произведений с преподавателем, одноклассником или практикантом.
Использование данных приёмов позволяет учащимся легко адаптироваться в условиях полиязычного образования, где все участники тренинга общаются на трех языках, выбирая любой в зависимости от упражнения, где маленькие музыканты, накапливая свой исполнительский опыт, опыт общения со сверстниками или взрослыми, ощущает ценность собственной личности, учится преодолевать свои комплексы с помощью технологий тренинга, на котором не важно как каком языке ты говоришь, потому что тебя слышат и понимают и принимают безусловно.
Кощук Эльвира Геннадьевна,
заместитель руководителя по учебно-производственной работе
ГУ «Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат
для одаренных детей»