Home » Детский сад » Исследовательская деятельность-средство  формирования у детей познавательного интереса к природе

Исследовательская деятельность-средство  формирования у детей познавательного интереса к природе

Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактических и подвижных игр, игр-путешествий, чтение природоведческой литературы, организации экологических проектов, акций, конкурсов, выставок и других мероприятий.

Важнейшее значение развития у детей экологической культуры имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучения детского экспериментирования. Основная особенность этой познавательной деятельности в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление и логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок все должен делать сам, а не быть в роли наблюдателя.

Существует два вида ориентировочно-исследовательской деятельности у дошкольников. Первых характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации.

Обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.

При реализации этого направления по экологическому воспитанию нами были созданы условия для проведения опытов и экспериментов. В уголке лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком и другие.

Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находиться. Вода имеет температуру: бывает холодной, горячей, прозрачной, не имеет вкуса, запаха. В воде растворяются некоторые вещества (соль, сахар, сода), а некоторые нет. Лед – тоже вода, только твердая. Лед легче воды.

Ребята учились, как можно очистить грязную воду. В результате был сделан вывод, что вода нужна всем и ее нужно беречь.

Все эти опыты предлагались от имени игрового персонажа – Капельки. Дети искали места, где в детском саду живет вода, оставляя в этом месте свою капельку. На первом этапе моделировали проблемные ситуации, которые дети решали в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем детей учили самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы ее проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы. Например, чтобы узнать, почему тает снег, ребята сами предложили взять его с собой с прогулки в группу, положить в тарелочку и понаблюдать. Далее проводились опыты с воздухом. Воздух невидим, прозрачен, легок во всем, бывает теплым, холодным, движется.

Эксперименты с зеркалами – «солнечные зайчики», с мыльными пузырями всегда вызывают восторг. Давали сведения о звуке «громкие эксперименты» (с музыкальными игрушками), «магнитные» игры и эксперименты доступны даже трехлетним малышам и к тому же совершенно безопасны.

С помощью увеличительного стекла (лупы) рассматривали предметы, песок, свои руки и т.д.

Нужно знакомить с условиями, необходимыми для жизни растений. Подводить к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения (наблюдения за ростом одуванчиков, ромашки и т.д.). Доказывали, что пьют воду, объясняли, почему растение одуванчик так называется.

В уголке экспериментирования должны быть: песок, почва, палочки, природный материал, разные по форме сосуды, емкости для воды, стаканчики и ситечки, ложечки, проволока, магниты, поролон, ткани, природные ископаемые (уголь), крупы, термометр, лупы, зеркала.

Работа в уголке-лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности, по этому педагог прорабатывает их совместно с детьми:

  • Бери только нужные для работы материалы;
  • Работай с сыпучими материалами только на подносе;
  • Пробуй на вкус только то вещество, в котором уверен;
  • Капельки любят порядок: клади на место все материалы по окончании работы.

Педагог должен руководствоваться следующими правилами:

*Не критиковать. Критика враг творчества;

*Уметь видеть за ошибками ребенка работу мысли, поиск собственного решения;

*Воспитывать настойчивость выполнении задания, доведении исследования до конца;

*Подводить итоги исследования. Дети сами должны назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Важно. Что бы познавательно-практическая деятельность была насыщена эмоциями (удивление, сомнение, любопытство, восторг, любознательность, огорчение при неудаче и т.д.)

Важно уметь задавать вопросы, начинающиеся:

  • «А что если?»
  • «Что я об этом знаю?»
  • «Что было бы если?»
  • «Что лучше?»
  • «Что правильнее?»
  • «Это хорошо или плохо?»

Пусть дети обсудят эти вопросы. Немаловажная роль художественного слова. Разгадывание загадок, чтение рассказов, слушание сказок с последующим обсуждением также являются мощным воздействием на пытливый ум ребенка. В конце проводили беседы в целях воспитания гуманного отношения к природе:

*Как сохранить воду чистой?

*Как беречь почву?

*Как помочь нашим земным друзьям?

При экспериментировании ребята не только усваивали знания, которые давали им взрослые, они активно внесли в этот процесс собственный опыт.

В результате проводимой работы:

1.Значительно повысится уровень сформированности экологических знаний и правильного отношения к миру природы у воспитанников группы.

2.Дети станут активнее проявлять инициативу, предлагать собственные идеи и самостоятельно их реализовывать.

3.Активизируется природоохранная деятельность, повысится экологическая культура.

Кроме того, изменится отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений и экспериментов за живой природой в сознание детей заложится ясное и точное представление о предметах и явлениях природы.

В живой природе все связанно между собой, отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друг, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом воздействует на природу. Все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того как человек будет любить, беречь и заботиться о природе родного края, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Наживина О.В.,

воспитатель,

Отдел образования акимата города Тараз

ГККП «Детский сад №42 «Жулдыз»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*