Home » статьи » Как организовать эффективную работу в группе?

Как организовать эффективную работу в группе?

Тема: Организация работы в группе.

Цель: Научить создавать для учащихся в коллаборативной среде благоприятные условия для работы, которые будут способствовать повышению учебной мотивации в учебной деятельности.

Задачи:

Рассмотреть преимущества работы в группе;

Задачи и принципы групповой работы;

Варианты комплектования групп;

Результаты правильно организованной групповой работы.

 

                                                 «Умение учиться – это новообразование,  которое, в    первую  очередь, связано освоением формы

    учебного сотрудничества»                                                                Г.А. Цукерман.

 

Сегодня интерактивное обучение весьма популярно в школах нашей страны, осуществляющей переход на новое содержание образования. Перед образованием стоит вопрос: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21веку?»

Применяя новые формы работы с учениками в процессе внедрения новых подходов в обучении, учителя сталкиваются с некоторыми проблемами, в том числе с проблемой организации групповой работы с учащимися на уроках.  Учителей волнуют вопросы, как применять групповую работу? Как проводить деление на группы? Как повышать качество обучения посредством групповой работы?

«Коллаборативное обучение представляет собой философию взаимодействия, в то время как совместная работа является формой взаимодействия, направленная на содействие достижению конечного результата или цели. Исследователи утверждают, что ученики, работающие в небольших группах, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания». (Руководство для учителя. с.229).

Давайте рассмотрим преимущества групповой работы.

Групповые формы работы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке.

Они формируют базовые компетентности:

информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную, рефлексивную.

Групповая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает навыки самостоятельной учебной деятельности, развивает умение успешного общения, совершенствует межличностные отношения в классе. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, т.к в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
При интенсивно групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются её продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют.
Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

При организации групповой работы учитель должен знать и соблюдать принципы групповой работы: учитывать уровень образовательных возможностей учащихся; учитывать особенности состава группы; составлять задания исключительно для совместного поиска решения; распределять роли между участниками группы; анализировать способ деятельности; организовывать коммуникацию в группе и между группами.

Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Задания должны требовать выполнения большого объема работы.

Задания должны предусматривать наличие у членов группы разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом.

Задания надо подбирать на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей.

Задания, должны требовать принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

Содержание работы должно быть интересно детям.

Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний. (Лиймете Х. Й. «Групповая работа на уроке». – М.: «Просвещение».1975)

Учитель должен обратить внимание на следующие моменты: каждый ли член группы внес свой вклад в решение учебной задачи, все ли ученики принимают одинаковое участие в работе группы, чтобы избежать незаслуженных оценок.

Конечно, групповая работа объединяет учеников, образовавших группу, роднит и создает основу для эмоционального восприятия друг друга в группе. Но учитель должен обучить учеников навыкам работы в группе, а также самому учителю необходимо тщательно изучить принципы проведения групповой работы, правила и приемы работы в группе и т.д.

Успешная работа в группе зависит от правильного комплектования групп. Из собственного опыта организации групповой работы, могу утверждать, что наиболее приемлемым методом деления на группы является метод «случайных групп». Но иногда в старших классах можно проводить   комплектование групп по инициативе самих учеников. Психологический микроклимат в таких группах намного выше, но всё зависит от конкретной ситуации. Постоянный состав групп, где собираются только ученики группы А (наиболее подготовленные ученики), не дают до конца раскрыться ученикам других групп, которую представляют ученики В и С.

Часто обсуждаемым вопросом при организации интерактивных методов является проблема лидера группы.

На мой взгляд, ни в коем случае нельзя допускать авторитарного назначения «сверху» лидера команды. Он определяется самой группой и выявляется в ходе поиска поставленной учебной цели. «Мотором» команды не обязательно становится «эрудит». Чаще всего, такой ученик не обладает организаторскими способностями. Хотя в группе авторитет «эрудита» высок. Групповая работа тем и хороша, что дает возможность раскрыться другим ученикам, быть может они не эрудиты, но у них высокие организаторские способности.

Таким образом, деление на группы по желанию уместно в старших классах, но учитель должен принимать решение по ситуации, учитывая особенности конкретного класса. Другими способами, но не всегда оправданными, являются деление по выбору педагога и по выбору «лидера».

Особо хочется остановиться на методе «Случайных групп», который является наиболее эффективным. Данный метод особенно хорош в коллективах, где имеются проблемы межличностных отношений. Всегда находится один-два ученика, которые держатся обособленно, не стремятся к тесному общению с одноклассниками, или одноклассники не выбирают таких учеников при делении по инициативе самих учеников.В случайной группе ученики объединяются волей случая, тогда как в иных условиях они никак не взаимодействуют между собой, либо враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным партнерам. Временами участникам таких групп приходится брать на себя функции и обязательства не свойственные им: руководить тем, кто привык быть исполнителем, продуцировать тем, кто привык действовать по шаблону, подчиняться тем, кто привык руководить. Участники как бы попадают в безвыходное положение: им нужно с помощью имеющихся ресурсов решить учебную задачу. В целом, метод полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству.

Так, в моей практике работы в НИШ был случай, когда в одном из классов параллели 8-х классов наблюдался конфликт между учащимися, эмоциональная неприязнь друг к другу. Каждый раз при делении на группы по желанию учащихся, я испытывала трудности, так как один из учеников оставался не выбранным в группу. Выяснилось, что аналогичная ситуация наблюдалась и на других предметах. После беседы с психологами, я узнала, что у мальчика были проблемы в семье, в частности, развод родителей. Возможно, это обстоятельство было причиной его агрессивного поведения в школе: он грубо вел себя по отношению к девочкам.

Учитывая данную ситуацию, я отказалась от метода деления на группы по желанию детей или по выбору «Лидера». В таких классах, где есть аутсайдеры, учитель должен продумать различные способы деления на группы методом «Случайных групп». Здесь важен творческий подход учителя к каждому этапу урока, в том числе, к организации групповой работы, делению на группы.

Из моей практики могу назвать следующие способы: вытягивание палочек (количество палочек соответствует количеству учащихся, концы палочек раскрашиваются в разные цвета, в зависимости от количества групп); «Составь фигуру», учащиеся вытягивают часть фигуры (треугольник, многоугольник, куб, круг, пятиугольник и т.д); «Собери пословицу», «Афоризм», «Предложение», «Собери картинку», фразеологизм, можно разделиться по первой букве имени – согласная, гласная, по времени года, в какое родился и др.

При делении на группы вышеназванным способами ученики «вынуждены» работать с теми учениками, с которыми попал в одну группу «волею случая», ведь все было по-честному и возмущаться нет причин. Этот способ интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают неприязнь, а с другой стороны, задает общий признак, который сближает объединившихся людей. Есть нечто, что роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других.

Подводя итоги, чтобы групповая форма работы была максимально эффективной, надо учитывать все аспекты ее проведения, начиная с комплектования групп и заканчивая необходимостью привития детям умений работать в группе. Каждый учитель должен соблюдать условия организации групповой:

  1. Группа получает чётко и конкретно сформулированную учебную задачу с вполне предсказуемым результатом.
  2. Учитель обеспечивает ресурсами для решения задачи в виде учебников, документов, дополнительной справочной литературы, ноутбуков, плакатов, маркеров и т.д.
  3. Заранее задаётся форма отчёта группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.д.
  4. Разрабатываются критерии успеха, иногда с участием учеников.
  5. Оценивается работа группы, а не отдельного ученика.
  6. При оценке работы группы следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие добродетели: доброжелательность, терпеливость, вежливость, приветливость ит.д.

Только соблюдая эти условия, а также  морально – психологическую  обстановку в классе можно добиться положительных результатов от использования активных форм обучения.

Таким образом, правильно организованная групповая работа улучшает атмосферу в классе, содействует укреплению коллектива, повышает чувство взаимоуважения и доверия, прививает навыки сотрудничества и умения работы в мини-коллективе, что непременно пригодится учащимся в будущей взрослой жизни, поможет им адаптироваться в социуме.

В результате проведения исследования собственной практики и  наблюдениям я пришла к выводу, что  групповая работа кроме того, что сплачивает коллектив,  влияет на ученика группы А следующим образом: укрепляет в них уверенность, дает возможность самореализоваться, проявлять уважение к менее мотивированным ученикам, повышает  мотивацию данных учеников.

У учеников группы В наблюдается повышение качества обучения, проявление лидерских качеств, творческого мышления.

Ученики группы С достигают среднего уровня мотивации, уверенности в работе с другими членами группы, проявления активности.

Как сказал О.Мандельштам: «Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими», ребенок восходит к самому себе, учась понимать других и окружающий мир, раскрывая в себе способности и таланты.

Асанова М.Ч.,

учитель  русского

                                                                                          языка и литературы

НИШ ФМН, г. Алматы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*