Интегрированный урок (химия+биология)
Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.
Задачи урока:
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.
- Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла.
- Обобщить знания об основных соединениях кальция и его биологической роли в организме человека.
Развивающие:
- Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
- Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
- Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.
- Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру умственного труда.
- Развивать коммуникативные качества личности
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, мыслительный эксперимент.
Методы и приёмы обучения: проблемный, частично-поисковый, мыслительный эксперимент, самостоятельная работа, самопроверка.
Средства обучения:
- компьютерная презентация (Приложение 1)
- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- маршрутные листы (Приложение2)
- тест (Приложение3)
Оборудование: на столах учащихся: маршрутные листы, учебник, письменные принадлежности.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Мы очень рада видеть вас на уроке, Сегодня мы будем говорить об одном из металлов. Наша работа будет проходить в группах. Каждая группа получила задание.
- Мотивация. Актуализация знаний
У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элемента тоже есть свой «дом». Как он называется?
В проезде ученическом
Есть дом Периодический-
Квартиры там и тут.
А в них металлы разные-
Хорошие, прекрасные
Спокойные, ужасные
Давным—давно живут.
Наш металл- один «из жильцов» этого «дома».
Меня в составе мрамора найди,
Я твёрдость придаю кости,
В составе извести меня найдёшь,
Теперь меня ты твёрдо назовёшь (Ответ: кальций).
Тема урока «Кальций и его соединения. Биологическая роль кальция».
Для работы в классе вам понадобится маршрутный лист. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите задания, которые мы будем сегодня выполнять. (Приложение 1)
III. Изучение нового материала
- Запишите в маршрутном листе дату и тему урока.
Визитную карточку химического элемента готовите по периодической системе самостоятельно. Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть маршрутного листа.
2. Задания группам:
1 группа «Физические и химические свойства кальция»
2 группа «Кальций в природе»
3 группа «Биологическая роль кальция в организме»
1 группа
- Задание физические свойства кальция (постер)
- Химические свойства кальция (работа с учебником и презентация видеоопытов)
2 группа
Задание: Составить химические формулы и уравнения тех процессов, о которых идет речь в этом стихотворении. Выразите уравнения в постере
3 группа «Биологическая роль в организме человека»
- Показать на торсе человека, в каких органах находится кальций
- Укажите к чему приводит недостаток и избыток кальция (постер)
- Основные источники кальция
- Подведение итогов уроков.
- А теперь проверим свои знания, полученные на уроке при выполнении индивидуального теста
Учащиеся выполняют индивидуальный тест (Приложение3)
- Заключение. Рефлексия
- VI. д/з: параграф 12, задача 1, упр.5.
Ларочкина Любовь Ивановна,
учитель биологии,
КГУ СОШ №59,
город: Караганда