Home » Учебно-методические материалы » Компетентностный подход в развитии познавательной деятельности на уроках математики

Компетентностный подход в развитии познавательной деятельности на уроках математики

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Важнейшей задачей школы является- формирование грамотных людей.  Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Учитывая эти соображения, отметим, что подготовка учащихся к применению средств активизации познавательной деятельности в последующих классах совершенно обязательно. В первую очередь это касается решения занимательных и нестандартных задач на уроках. Анализ показывает, что среди задач много задач чисто учебного назначения, но поданных в нестандартной, проблемной форме.

Рассмотрим, например, задачи: «Напишите два произвольных четных числа, сумма которых равна 50», «Два поезда, каждый по 80 вагонов, встретились на одноколейном пути, имеющим небольшую тупиковую ветку. Как разойтись этим поездам, если тупиковая ветка может вместить тепловоз и 40 вагонов?»

Полезны также задачи, имеющие пропедевтическое значение для изучения предмета «Информатика». Например, таковы задачи, решение которых знакомит с понятием графа.

Задача: «В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько партий они сыграли?» Для наглядности изобразим каждого шахматиста в виде точки. Соединим каждую точку из семи точек отрезками прямой, любой из которых можно считать графическим изображением шахматной партии между каждой парой участников. Из  одной точки выходит 6 отрезков. Действительно, при 7 игроках каждый  играющий должен играть 6 партий с 6 оставшимися партнерами. Всего  отрезков 7*6=42. Но партий вдвое меньше (поскольку одну партию играют  двое участников). Таким образом, формула решения: 7*6:2=21 (партия).

Несколько задач относятся к так называемым задачам на переливание. Опыт показывает, что именно задачи этого типа вносят большой вклад в зарождение и развитие учащихся познавательного интересного изучении математики. Есть задачи, которые можно объединить под условным названием «Задачи на сообразительность, на внимание». Например, такова задача: «Имеется 60 трехметровых бревен, которые надо разрезать на полуметровые части. Сколько разрезов придется сделать?» Также есть задачи с занимательным сюжетом типа «математические развлечения». Например, задача: «Из 9 монет одна фальшивая (более легкая). Как определить фальшивую монету двумя взвешиваниями на весах с двумя чашечками без гирь?» Интересна также задача: «На столе лежат три кучки камешков. В одной кучке один камешек, в другой –два, в третьей-три. Двое играющих берут поочередно камешки, причем за один раз можно взять любое число камешков из одной кучки. Выигрывает тот, кто берет последний камешек. Докажите, что начинающий игру наверняка проигрывает ».

Но большинство задач несет явную учебную нагрузку. Так задача «Разделите 7 яблок на 12 человек поровну, разрезая каждое яблоко не более чем на 5 равных частей» будет интересно ученикам 5 класса при изучении темы «Дроби». Не смотря на ярко выраженное практическое содержание, в задаче легко усматривается связь данной практической ситуации с арифметическими преобразованиями. Действительно, доля каждого  яблока. Но так нельзя сразу разделить поровну потому что разрезать яблоко разрешается не более чем на 5 частей. Очевидно, что нужно  представить как сумму дробей со знаменателями не большими чем 5.

Нестандартность условия в том, что ставится задание, обратное тем, которые обычно выполняли ученики: по значению суммы (разности) дробей найти исходные компоненты действия. Так,  . Полученное выражение определяет способ разрезания яблок.

Задача: « Я отпил чашечки черного кофе и долил ее молоком. Затем я выпил  чашечки и снова долил ее молоком. Потом я выпил полчашечки и снова долил ее молоком. Наконец, я выпил полную чашечку. Чего я выпил больше: черного кофе или молока?» Практическая ситуация обеспечивает полную доступность условия задачи для учащихся. Проблемность представленной  в задаче  ситуации заключается в том, что только точный подсчет может дать ответ на вопрос задачи: ведь вначале в чашке было только кофе, а затем молока стало больше, чем кофе. Познавательный потенциал этой задачи весьма велик, особенно если в процессе ее решения ученики опирались не просто на догадку и подбор, а составляли таблицу.

Именно обеспечение практической и прикладной направленности математического образования и составляет сущность компетентностного подхода к обучению математике. Имеется в виду направленность на решение жизненных проблем, к действиям в реальных условиях.

Обеспечение математической грамотности высокого уровня компетентности заключается в гармоничном формировании приемов деятельности: а) моделировать с помощью математики объекты окружающего мира и отношения между ними; б) оперировать определенным составом математических знаний и умений; в) создавать стратегии решения задач.

Литература

  1. Иванов Д.А.,Компетентностный подход в образовании. М. 2005г.
  2. Кобдикова Ж.У. Развитие функциональной грамотности школьников Казакстан мектебі. – 2014.
  3. Тихомирова Л.В. Упражнения для развития логического мышления М:. Гринго 1995.

 

Жакенова Арман Жаксылыковна,

 учитель математики,

 КГУ СОШ № 59,

город Караганда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*