Эссе
«Если я дам тебе рыбу, ты будешь сыт один день,
а если я научу тебя рыбачить, ты будешь сыт всю жизнь»
Сегодня много говорят о кризисе профессиональной компетентности, о том, что традиционная система обучения уже не оправдывает себя: нужны новые педагогические инновации. А общей целью образовательной программы курсов повышения квалификации в рамках обновления содержания образования является изучение педагогических инноваций, внедряемых в казахстанскую систему образования.
Необходимость организации по-новому учебной деятельности учащихся выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов и средств для подготовки их к жизни. В настоящее время сложилось значительное количество образовательных концепций, технологий, которые пришли на смену технологиям «традиционной школы». В связи с этим особое значение приобретает способность учителя выполнять функции моделирования и конструирования учебного процесса. Мне посчастливилось познакомиться с программой курсов повышения квалификации в рамках обновления содержания образования РК, который органично дополнил и расширил мои представления о педагогических подходах к обучению, о планировании уроков русского языка, о критериальном оценивании, о роли учителя в активном обучении. Мое обучение на курсах положило начало иной форме обучения школьников — такой, которая прежде всего связана с развитием сознания, мышления ребенка как результата «добывания» информации и переработки ее через собственный опыт. На курсах повышения квалификации мы познакомились с новой моделью системы образования, содержанием учебных программ и обсудили новые подходы в обучении, актуальные проблемы развития инновационной деятельности. Новая модель обучения позволит более полно учитывать интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса. Курсы, подобные этим, помогают нам, педагогам, делать одно общее дело – методически и последовательно воспитывать в ребенке исследовательское любопытство и навыки. Мы должны научить детей размышлять, понимать, анализировать – прививать им практические навыки. На курсах, постоянно работая в группах сменного состава, я сделал вывод, что групповая форма работы, взаимодействие в группе, общение, диалог – играют огромную роль в обучении. Придя на курсы повышения квалификации по обновлённой программе, я сразу почувствовал, что нужно будет запастись терпением и придется много и плодотворно работать. В первые два дня, теоретический материал, предоставленный нашим тренером, никак не откладывался в памяти, плотный график работы – все это казалось таким грузом, от которого хотелось избавиться. Но мне удалось справиться, набрав нужный темп, я начал понимать, что тот или иной прием или метод можно использовать на своих уроках, потому, что выбранные формы занятий, подходы в нашем обучении были очень интересными, деятельными. Наш тренер не давала нам унывать, мы были в постоянном движении, поиске. Мне очень понравилось, что готовой информации мы от тренера не получали, её умелый, ненавязчивый стиль преподавания наоборот являлся, конкретно для меня, стимулом к размышлению, действиям, выстраиванию целостной картины, которой я не мог для себя представить, начав учиться на данных курсах. Ещё раз я убедился в необходимости быть учителем, способным критически оценивать результаты своей деятельности, учителем, который находится в постоянном поиске. Убедился в том, что ключевыми факторами, определяющими пользу учебного процесса в классе, являются понимание детьми процесса обучения, понимание того, чему нужно учиться. И потому я перед собой поставил дальнейшую цель: научить ученика учиться, чтобы каждый осознал ответственность за свое обучение, на основе использования нового вида оценивания – критериального. Данные курсы явились для меня стимулом, отправной точкой дальнейшего совершенствования профессиональных качеств. Именно в этом я вижу свою задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. А для меня это — непрерывный профессиональный рост, внедрение и апробация инновационных технологий. Мы учились использовать в своей практике новые формы, методы, активные стратегии обучения, которые способствуют плодотворному вовлечению учащихся в учебный процесс. Курсы помогли понять, как надо работать. В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обучения. Соответственно, в течение трех недель мы изучили содержание учебной программы и учебных планов по предмету «Русский языки литература». Ознакомились с новыми видами планирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. Приобрели знания и умения по развитию языковых навыков учащихся: слушание, говорение, чтение и письмо. В ходе обучения разрабатывали микропреподавание как составной части Программы обучения. По завершении ежедневного обучения проводили саморефлексию и выполняли задания тренера в целях рассмотрения прогресса относительно достижения целей обучения по Программе и определения последующих необходимых знаний по ее реализации в собственной практической деятельности. На курсах учителя русского языка школ с казахским языком обучения повысили свой профессиональный уровень, овладев навыками составления среднесрочных, краткосрочных планов уроков в рамках обновления образования, использования стратегии активного обучения, соответствующую методику преподавания, учебных материалов в соответствии с обновленной образовательной программой по предмету, применения критериального оценивания по предмету. Хорошо продуманная обновленная программа курсов и возможность постоянного сотрудничества педагогов помогли участникам курсов быстро перейти от теории к практике, благодаря чему довольно легко усвоить новую модель обучения и наглядно увидеть результаты своей работы. Это очень мотивирует и в дальнешем позволит быстро адаптироваться к работе в новых условиях. Педагогам новой формации необходимо научить детей думать развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Курс понравился своим содержанием, новизной формы работы, позволил получить огромный заряд энергии, по-новому взглянуть на предмет. Я убедился, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя.
Мы всегда помним слова великого педагога В. Сухомлинского: «Если не повышаются знания учителя, то ученики будут обречены на скупые следования учебникам, у ребенка пропадет охота к знаниям, погубим его интеллектуальные задатки и способности. И если учитель всегда откровенен со своими учениками, вкладывает страсть в дело воспитания своих учеников, то его воспитанники всегда отзовутся и поймут его». Глядя на энтузиазм слушателей курсов, ясно понимаешь, что именно школьному учителю по плечу все реформы и инновации в образовании. И мы, педагоги, должны быть готовыми к новым идеям, новшествам в образовании Республики Казахстан.
Я хочу поблагодарить своих коллег и тренера за тот неоценимый опыт, которым они с такой щедростью делились на курсах. Больших вам творческих побед!
Алдабергенов Багдат Нурмаганбетович
учитель общеобразовательной казахской
средней школы №181
Шиелийского района
Кызылординской области
очень интересная статья!!!