Долгие годы наша казахстанская система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Причем понятие “инвалид”- действительно было на устах у каждого гражданина. Сейчас же не принято называть человека инвалидом. Термин пока встречается в связи с его краткостью, но его следует избегать. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения — инклюзивное образование. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей, программ, и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников, для успешной реабилитации, социализации.
Так как, инклюзивное обучение довольно сложный процесс, в нашей общеобразовательной школе №129 создан ряд мероприятий для подключения всех значимых систем (ученики, учителя, родители) к знакомству и разъяснению инклюзии. Психолого-педагогическим консилиумом во главе с директором КГУ ОШ №129 Сулейменовой Ш.В. проводился ряд мероприятий с учителями начальной школы по вопросам коррекции и адаптации детей в обществе, в классе. Также, психологом Земсковой К.В., логопедом Кугеневой А.В. были проведены открытые уроки в начальных классах по тематике «Мы разные- но равные!». Все дети были вовлечены в игровой процесс, главной задачей и целью урока стало — гуманное отношение ко всем ученикам образовательного процесса. Данной цели мы добились. Почему мы так решили? Послушайте, что высказала нам ученица 3 класса, после того как мы предложили поделиться своим мнением с нами: “Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке равноценную личность, достойную любви и уважения”.
Таким образом, инклюзивный подход сопоставляется с теми инновациями в образовании, которые проводятся в последние десятилетия в Казахстане и сталкиваются с определенными препятствиями в своей реализации. Обосновывается предположение, что инклюзивное образование, с одной стороны, высвечивает все противоречия и дефициты, которые существуют в современной образовательной системе, а с другой стороны, позволяет сформировать стратегию по преодолению этих дефицитов.
Кугенева А.В.,
логопед КГУ ОШ №129,
г. Алматы