Home » Гуманитарный цикл » М. Пляцковский «Дружба». Проверь себя

М. Пляцковский «Дружба». Проверь себя

Урок по литературному чтению

Цель: познакомить со стихотворением М. Пляцковского «Дружба», проверить знания учащихся по пройденному материалу.

Задачи: продолжать раскрывать значение дружбы, доброты и отзывчивости людей, развивать   навык осознанного чтения, развивать умение обобщать полученные знания во время урока и делать выводы,  воспитывать культурную речь учащихся, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимосотрудничество, воспитывать культуру дружеских отношений.

Ход урока: 1.Орг. момент.

  1. Проверка дом. задания. Чтение стихотворений В. Высоцкого, А. Дуйсенбиева.

Почему нельзя бросать одного человека? Что недостало мальчишкам?

  1. 3. Проверь себя. Тест.

1.Назови героев повести «Слепой музыкант» С чего началась их дружба?

2.Из каких произведений эти строчки?

«Наша баржа плавно и легко скользила по реке»

«Счастливый ты, Сеитжан! Как я тебе завидую»

«Ему открыла дверь девушка в белом халате и отпрянула от испуга»

3.Как звали героиню, которая не отправила телеграмму отцу? Кто ей помог?

4.Кому помог Васек Трубачев?

5.Как называется произведение в котором рассказывается о верности и преданности собаки?

В каком рассказе герой помог больному другу в учебе?

4. Сообщение темы и цели урока.Какая тема нашего урока? Какие цели и задачи?

Ребята!  Сегодня  продолжаем говорить о дружбе, доброте  и отзывчивости – о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

Беседа об авторе:

Михаи́л Спарта́кович Пляцко́вский (1935—1991) — советский поэт-песенник, драматург.

М. С. Пляцковский родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (ныне Донецкой области Украины). Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1961).

Как вы думаете, много ли друзей было у Михаила Пляцковского?

Работал в творческом союзе с композиторами: В. Я. Шаинским, С. С. Туликовым, В. Г. Добрыниным, Ю. М. Антоновым, Ю. М. Чичковым и многими  другими.

Кто такие композиторы? Они писали музыку к стихотворениям М. Пляцковского.

5.Работа с учебником. Чтение стихотворения «Дружба».

Ребята? Есть ли слова, которые вам непонятны?

Как понимаешь слово равнодушно? В большом толковом словаре современного русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова это  объясняется, как

Безразличный, безучастный, пассивный, лишенный интереса ко всему окружающему, холодно-спокойный человек.

Какие  мысли  возникли  у  вас,  когда  вы услышали стихотворение?

О чем говорится в стихотворении?

Как понимаешь не стой в стороне?

Почему человек чувствует себя счастливым, если помог кому-то?

Каким ты должен быть, чтобы радостней стало другу?

Как понять, чтобы всем хватало людской доброты?

Повторное чтение стихотворения. Чему учит нас Михаил Пляцковский?

  1. Отработка чтения. Чтение стихотворения учащимися.

Чтение пословицы, стр.121. Объясни смысл пословицы.

На следующем уроке мы с вами пишем сочинение  о своём друге, поэтому сейчас мы с вами проведем подготовку к сочинению.

  1. Ответы на вопросы:

– Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

– Для чего нужны друзья?

– Как вы думаете, каким нужно быть, чтобы у вас было много друзей?

– Что вы больше всего цените в дружбе, в друзьях?

– Какие личные качества позволяют тебе считать самого себя верным, хорошим другом?

Именно от человека зависит, будет ли дружба кратковременной или на всю жизнь.

Физминутка.

8.Работа в группах.

1 группа. Собрать пословицы и объяснить смысл 1 пословицы:

 Друга ищи, а найдешь – береги.

Друга на деньги не купишь.

Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

Дружный табун волков не боится.

2 группа: Собрать устойчивые сочетания слов

  • Дружба дружбой, а служба службой
  • дружба между народами
  • крепкая дружба
  • мужская дружба
  • не в службу, а в дружбу

3 группа: составить модель настоящего друга и представить ее нам.

  • — модно одет
  • — надежный
  • — веселый
  • — не признает свои ошибки
  • — отзывчивый
  • — не подойдет первым мириться
  • — добрый
  • — поддержит словом и делом
  • — верный
  • — не скажет правду
  • — вместе в горе и радости
  • — выручит в трудную минуту

Модель друга: надёжный, весёлый, отзывчивый, добрый, поддержит словом и делом, верный вместе в горе и радости, выручит в трудную минуту.

4 группа: Найти перевод к словам на казахском языке:

Ана , Отан , мектеп, дос , достық , көмек.

Найди перевод к пословицам:

Досың көп болса, жолың да ашылады       Друзей много – шире дорога..
Достық жоқ жерде табыс жоқ.                    Где нет дружбы, там нет успеха.

Мать, Родина, школа, друг, дружба,  помощь.
Друзей много – шире дорога.
Где нет дружбы, там нет успеха.

Какое слово написано с большой буквы? Найдите синонимы к этому слову?

Отчизна, отечество, родная сторона, родной край, колыбель.           .

Почему слово Родина  я связала со словом дружба?

Когда  мы  произносим  слово  Родина, каждый  из  нас, мысленно, представляет  какой-то  свой, милый  сердцу  уголок  родной  земли. Свою родную маму, свою школу, своих друзей. Скоро наша страна отмечает свою 24 юбилейную годовщину Независимости РК.

Когда отмечаем этот праздник?

5 группа: Собрать несколько предложений о дружбе народов.

Моей Родиной является прекрасная страна- Республика Казахстан.   Наша страна многонациональна. В Казахстане единой семьёй живёт более пятнадцати миллионов человек, представителей более ста национальностей и народностей.

  1. 9. Обобщение.

А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой.

Вывели  10 законов дружбы. Прочитайте их :

Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга. Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет. Не обманывай друга.

Не предавай друга. Относись к другу как к себе.

Умей признавать свои ошибки. Всегда выполняй свои обещания.

  1. Д/З Напиши несколько предложений о своём друге.

И у меня есть друг! А значит я счастливый человек.  …..

Выразительное чтение стихотворения стр. 121.

11.Рефлексия.

Не забывайте  подарить  тепло

Соседу,  родственнику, другу,

Оно, как  истинное  волшебство,

Всегда  вернется  к  вам  по  кругу.                                                              

Ержанова  Сауле  Даулетовна,

учитель начальных классов 

КГУ «СОШ № 59»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*