ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ — ОДНА ИЗ ФОРМ НОВЫХ ПОДХОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М.М. Бахтин.
Развитие информационных технологий, динамичность происходящих в современном мире перемен порождает необходимость переосмысления приоритетов образования во всем мире. Современный мир меняется очень быстро и педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям.
В Послании Президента Н.А.Назарбаева отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Развитие личности ребёнка, формирование у детей умения и желания учиться, приобретения необходимых умений и навыков учебной деятельности, является целью начального обучения. Внедрение новых подходов в учебный процесс способствует достижению этой цели. Одним из таких подходов является диалогическое обучение.
«Жизнь по природе своей диалогична. Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. С.329).
Диалог – это форма общения, которая состоит из регулярного обмена высказываниями. Диалог занимает центральное место на уроке в начальной школе, как показывают результаты научных исследований (Руководство для учителя третьего (базового) уровня, стр. 144). Интеллектуальному развитию учеников способствует продуктивный диалог.
Общение в процессе обучения создает условия для более глубокого понимания и осознания изучаемой темы ребенком. Ученики формулируют проблему, делают выводы, обобщения. Одна из самых острых проблем педагогического процесса является развитие диалогической речи.
Для построения продуктивного диалога необходимо устранить тормозящие факторы, такие как нетерпимость учителя, к ошибкам, навязывание своего мнения, закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы, неумение быть хорошим слушателем.
Немаловажным фактором при организации диалоговой работы является комфортная для собеседников атмосфера, так как диалог создает стрессовую ситуацию для ученика. Поэтому, на своих уроках, я стараюсь создавать благоприятный психологический климат в коллективе, позволяющий учащимся свободно выражать свое мнение, не боясь ошибок, строить предположения и делать выводы.
Диалоговое обучение может быть организовано путем развития кумулятивной и исследовательской беседы, которые широко применяются в начальной школе.
Кумулятивная беседа может использоваться с целью формирования у учащихся навыков постановки вопроса и построения логически грамотных, развернутых ответов. В ходе этой беседы ребята приобретают опыт общения по заданной теме. Систематическая работа по речевым опорам со временем приведет к тому, что учащиеся смогут самостоятельно задавать последовательные вопросы и строить развернутые, аргументированные ответы. Так как учащиеся в ответах допускают стилистические ошибки, используют просторечные названия предметов, необходимо постоянно работать над обогащением словарного запаса.
Успех любой беседы зависит от грамотной постановки вопросов. В Руководстве для учителя сказано, что «…постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников». (Руководство для учителя, стр. 146).
Одним из приоритетных направлений в процессе диалогового обучения является обучение детей правильной постановке вопросов.
Значимость вопросов детей в процессе учения отражается в высказывании: «В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя, и ответы учеников. Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания учеников, но и для того, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять, развивать и расширять свое мышление». (Руководство для учителя, стр. 147) Вопросы детей по теме урока показывают учителю, насколько она понимается детьми. Задача каждого учителя- научиться правильной реакции на вопросы и ответы детей.
Бывают ситуации, когда дети дают неверные ответы на вопросы. В такой ситуации ни в коем случае нельзя отрицать ответ ребенка, используя фразы: «Неверно!», «Неправильно!», «Ты не прав!». Это может привести к тому, что ребенок начнет бояться высказывать свое мнение, а впоследствии не будет даже пытаться его обозначить. Если происходит такая ситуация, я использую следующие фразы: «Какие еще будут предположения?», «А кто думает по-другому?». При проведении бесед незаменимой становится техника «20 секунд», которая дает возможность всем учащимся включиться в беседу, учитывая индивидуальные психологические особенности.
В заключение можно отметить, что необходимым условием для создания такого взаимодействия, при котором как учитель, так и ученики вносят значимый вклад в обучение является коммуникативные навыки учителя, его чувство сопереживания.
Использованная литература
- НИШ Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье.
- М.М. Жанпеисова «Модульная технология обучения как средство развития ученика» Алматы, 2002
- М.М. Бахтин «Эстетика словесного творчества». М.,1986
Валуйская Галина Васильевна,
учитель начальных классов,
КГУ СОШ №23