Цель урока: Формирование знаний студентов по оборудованиям для газовой сварки: устройство ацетиленового генератора, виды, принцип работы и обслуживание.
Задачи урока:
Образовательная – Познакомить студентов с оборудованием и аппаратурой для газовой сварки
Развивающая – Развить технологическую культуру, логическое мышление и умение применять полученные знания на производстве. Развитие познавательного интереса к избранной специальности.
Воспитательная — На основе обучения практическим приемам воспитывать у подростков уважение и любовь к труду рабочего человека и ремеслу. Привить интерес к профессии сварщика, бережное отношение к оборудованию.
Вид урока: комбинированный урок.
Учебно-материальное оснащение урока
Плакаты: стенды по технике безопасности.
ТСО: компьютер, проектор, проекционный экран.
Рабочие инструменты: молоток, чертилка, напильники, щетка металлическая.
Измерительные инструменты: циркуль, линейка металлическая.
Учебно-производственная база: сварочная мастерская ПТК
Ход урока
І. Организационны момент (5 мин)
- Проверка наличия учащихся
- Проверка внешнего вида учащихся (наличие спецодежды)
ІІ. Вводный инструктаж (45 мин)
- Сообщение темы и цели урока, а так же порядка работы
- Повторение и закрепление ранее изученного материала
2.1.Вопросы к учащимся:
- Техника безопасности при газовой сварке?
2.Как часто промывается и чистится генератор?
3.От чего может взорватся кислородный баллон?
- Разрешается ли переносить кислородные баллоны на плечах?
- Под каким углом в рабочее время должен находится ацетиленовый генератор?
2.2.Объяснение нового материала:
Газовой сваркой называется сварка плавлением, при которой нагрев кромок соединяемых частей и присадочного материала производится теплотой сгорания горючих газов в кислороде.
Газовая сварка классифицируется по виду применяемого горючего газа (водород, пропан, бутан, бензина, керосин, ацетилен). Широкое применение получил ацетиленокислородная сварка.
Ацетилен —непредельный углеводород C2H2. Имеет тройную связь между атомами углерода, принадлежит к классу алкинов. При нормальных условиях — бесцветный газ.
В газосварочном оборудовании, ацетилен получают действием воды на карбид кальция:
CaC2 + H2O = C2H2 + Ca(OH)2
Ацетиленовый генератор – аппарат, предназначенный для получения ацетилена при взаимодействии карбида кальция с водой.
По способу применения: передвижные, стационарные
По давлению вырабатываемого ацетилена: низкого давления (до 0,02 МПа); среднего давления (от 0,01 МПа до 0,15 МПа).
По взаимодействию карбида кальция с водой: системы КВ (карбид в воду); системы ВК (вода на карбид); вытеснение воды ВВ
Самый распространённый ацетиленовый генератор АСП-10 предназначен для получения газообразного ацетилена из карбида кальция и воды и применяется для питания ацетиленом аппаратуры газопламенной обработки металлов. Ацетиленовый генератор АСП -10 представляет собой металлический цилиндр, состоящий из корпуса с крышкой и мембраной, предназначенной для загрузки карбида кальция, предохранительного клапана, вентиля, предохранительного жидкостного затвора, сливного штуцера, контрольной пробки, поддона и контрольного манометра. В верхней части корпуса размещен газообразователь, в котором происходит разложение карбида кальция с выделением ацетилена. В средней части расположен вытеснитель, в котором находится воздушная подушка и вода, которая сообщается с водой в газообразователе в процессе работы генератора. В нижней части генератора расположен промыватель, в котором происходит охлаждение ацетилена и отделение его от образовавшейся извести
Предохранительные затворы (водяные и сухие) служат для защиты ацетиленового генератора и трубопровода от проникновения в них пламени при обратном ударе. Под обратным ударом понимают воспламенение горючей смеси в каналах горелки или резака и распространение пламени по шлангу горючего газа. Горящая смесь, образовавшаяся при обратном ударе, устремляется по ацетиленовому каналу горелки или резака в шланг и при отсутствии предохранительного затвора — в ацетиленовый аппарат, что может привести к его взрыву. Это отрицательное явление возникает в случае, если скорость истечения горючей смеси станет меньше скорости ее сгорания, а также от перегрева и засорения канала мундштука горелки или резака.
Кислород подается горелке от кислородного баллона вместимостью 40 л, в котором при максимальном давлении 15,15 МПа содержится 6 м3 кислорода. Баллон окрашен в голубой цвет и имеет надпись «Кислород» черными буквами. Баллоны изготовляют по ГОСТ 949—73 из стальных бесшовных труб. Горловина баллона имеет конусное отверстие с резьбой, куда ввертывается запорный вентиль — устройство, позволяющее наполнять баллон газом и регулировать его расход.
Редукторы служат для понижения давления газа, поступающего из баллона, до рабочего и для поддержания этого давления постоянным в процессе сварки. Редуктор окрашен в голубой цвет и крепится к баллону с помощью накидной гайки.
Для смешивания горючего газа и кислорода при газовой сварке, и получение газового пламени, используются сварочные горелки. По способу подачи газа они различаются на инжекторные и безинжекторные. Наибольшее практическое применение получили инжекторные сварочные горелки. Инжектор представляет собой цилиндр, в котором по центру выполнен канал небольшого диаметра для кислорода, и выполнены радиально расположенные каналы для горючего газа. Подача кислорода осуществляется давлением, превышающим давление горючего газа. Таким образом, с помощью кислородного потока горючий газ подсасывается в смесительную камеру. Подобный принцип подачи называется инжекцией. Кислород из газосварочного баллона подается в газосварочную горелку и через присоединительный штуцер проходит к инжектору. Регулировочный вентиль позволяет контролировать количество подаваемого кислорода. Проходя через центральное отверстие инжектора под большим давлением, кислород создает разряжённое пространство в смесительной камере и засасывает в нее горючий газ, который подается через радиальные каналы инжектора. Образующаяся в смесительной камере горючая смесь по наконечнику направляется к мундштуку. На выходе из мундштука газовая смесь сгорает, образуя сварочное пламя.
В безинжекторных горелках отсутствует инжектор. Кислород и горючий газ в них подается под одинаковым давлением.
Шланги для газовой сварки необходимы для подачи кислорода и горючих газов от баллонов к сварочным горелкам. Шланги должны быть прочными и гибкими, чтобы не создавать затруднений при работе сварщика. Изготавливают шланги из вулканизированной резины с тканевыми прокладками. Цвет шлангов зависит от проводимого ими газа. Ацетиленовые шланги окрашены в красный цвет, кислородные в синий. Длина шлангов не должно быть меньше чем 8 м.
2.3.Обратить внимание на типичные ошибки: перед занятием провести инструктаж по технике безопасности в мастерской. Проконтролировать работу учащегося, найдя их неверными, указать ошибки, показать, как следует его выполнять.
2.4. Правила безопасности труда учащихся: без разрешение мастера не прикасатся к находящимся в движении частям механизма. Не допускать нарушение дисциплины в ходе занятии.
2.5.Проверка усвоения учащимися изучаемого материала (вопросы):
- что такое ацетилен?
- Виды ацетиленов по взаимодействию карбида кальция с водой?
- Для чего предназначен редуктор?
4.Виды газовых горелок?
5.Для чего предназначен предохранительный затвор?
2.8.Сообщение учащимся критериев оценки: правильность выполнения операций, соблюдение правил техники безопасности, соблюдение норм времени, качество выполнения работ.
ІІІ. Текущий инструктаж (4 ч)
Первый целевой обход: подготовка рабочего места, проверка исправностиаппаратуры.
Второй целевой обход: проверка правильности выполнения работы и соблюдения техники безопасности.
Третий целевой обход: проверка правильности выполнения работы с указанием на ошибки к пути их устранения.
Четвертый целевой обход: оказать техническую помощь при выполнении работ.
Прием и оценка работ: показ лучших и худших работ учащихся и выставление оценок.
- Заключительный инструктаж (15 мин)
4.1.Подведение итогов работы за день
4.2.Оцнка качества выполнения работ
4.3.Выделение учащихся, успешно справившихся с заданием
4.4. Разбор характерных недочетов в работе учащихся с заданием
- V. Уборка рабочих мест (20 мин)
Убрать рабочее место, положить на место инструменты.
Бибосынов Бейбит Дуйсенбиевич
Мастер производственного обучения второй категории,
КГУ «Профессионально-технический колледж»
акимата города Астаны