Home » Открытый урок » Рефлексия — как основа результативного образования

Рефлексия — как основа результативного образования

(для педагогов ДОО)

Тренинг
Цель: актуализация мотивации педагогов к овладению рефлексивной деятельности у воспитанников, способствовать саморефлексии воспитателя в педагогической деятельности.

Задачи:

-актуализировать знания  воспитателей  о педагогической рефлексии;

-познакомить педагогов с разными методами рефлексии.

-способствовать овладению приемом рефлексивной деятельности;

-дать возможность применения полученных знаний на практике.

Материалы и оборудование: мультимедийное устройство, записи спокойной музыки; бумага формата А4, А3, маркеры.

Ход тренинга

1.Психологический настрой.

Цель: создание и поддержание благоприятного психологического климата.

Настрой на дальнейшую работу. С доброжелательным настроем приветствует участников тренинга, мотивирует на работу:
Три пути ведут к знаниям:

  • путь размышления — это путь самый благородный
  • путь подражания – это путь самый лёгкий
  • путь опыта — это путь самый горький.

Какой путь выберете вы? И почему? (Обоснованные ответы  воспитателей).

2.Закрепление правил работы в тренинге.

Для эффективной работы в тренинге знакомим слушателей с определенными правилами.

Правила работы в тренинге: называть друг друга по имени;  говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую»; хранить секреты участников группы; уважать говорящего, уметь слушать; Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.

Рефлексия «Здесь и теперь».

Цель: знакомство с сутью процесса рефлексии, отработка навыка рефлексии, самодиагностики состояния.

Каждому участнику предлагается выразить свое представление о происходящем с ним и с группой. Можно в любой форме — вербально, невербально, рисунком на листе бумаги и др. Педагоги высказываются по очереди.

Основная часть тренинга.

С этого момента мы переходим к основной части — к освоению содержания понятия рефлексии.

Тренер дает основные понятия рефлексии и педагогической рефлексии.

  1. 1. Понятие рефлексии.

Рефлексия (от лат. Reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия — это не только самопонимание, самопознание. Рефлексия включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества. Отрефлексировать что-то — это значит это «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить».

  1. Педагогическая рефлексия.

По исследованию Л.А.Карпенко рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка. Рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. В первую очередь необходимо уделять внимание пониманию педагогами определения педагогической рефлексии. Содержание предлагаемых в дальнейшем упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл педагогической рефлексии.

  1. Виды педагогической рефлексии

Российские ученые С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев предлагают следующие виды рефлексии в процессах педагогического общения: социально-перцептивная рефлексия, коммуникативная рефлексия, личностная рефлексия.

Педагоги делятся на группы. Выполняют задание.

Задание: собрать из разрезанных на части слов определение видов педагогической рефлексии.

  1. Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались о детях в процессе общения с ними.

Упражнение «Педагогическое кредо воспитателя ДОО».

О работе думать можно довольно долго. Анализ выполняется еще дольше. Как прийти к главному, к делу? Возможно, стоит поразмышлять о самых важных проблемах в вашей работе.

Попробуйте записать ответы в письменной форме на листе бумаги, перечитайте, выберите самые основные, оцените свои убеждения, пронумеруйте их от самых важных до наименее важных.

Затем педагогам предлагаются вопросы для размышлений, которые помогут найти и сформулировать свое педагогическое кредо воспитателя.

Вопросы для размышления

Что вам нужно, чтобы воспитывать детей?

Почему ребенку нужен воспитатель?

Как воспитывать и развивать ребенка?

Почему вы можете гордиться своей выбранной профессией?

Каким должен быть современный педагог ДОО?

Во что должен верить воспитатель?

Ведущий предлагает участникам выполнить следующее упражнение и только после него определить способ общения.

2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие.

Упражнение «Карусель».

Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты, развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.

Примеры ситуаций:

Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…

Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…

Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

Поприветствуйте друг друга, как будто вы встретили коллегу.
Поприветствуйте друг друга, как будто вы встретили своего воспитанника.
Поприветствуйте друг друга, как будто вы встретили близкого человека.

Участники приветствуют друг друга.

Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

С какой целью провела в данной форме приветствие?

Почему я провела приветствие?

Какую помощь окажет вам приветствие в группе при работе с детьми дошкольного возраста?

Рекомендации. Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем тренер дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

3.Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Упражнение «Имя как аббревиатура»

Запишите, пожалуйста, на листе бумаги тот вариант своего имени, который вы считаете наиболее приемлемым для общения. Расшифруйте свое имя, представив его как аббревиатуру, называя свои характерности, описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Формы рефлексии.

В зависимости от функций, которые выполняет во времени, рефлексия рассматривается в трех основных формах: ситуационный, ретроспективный и перспективный. Подгруппы разбирают выше перечисленные формы и фукции рефлексии

Вопрос для обсуждения: На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии?

В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:

  • проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
  • организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
  • коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
  • смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
  • мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
  • коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Рефлексия «Мешочки обратной связи»

Тренер предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив». Все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается. Мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Тренер предлагает желающим проговорить, то о чем они написали.

Ведущий подводит итог

Подводя итог, следует сказать, что процесс рефлексии может быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Начинать обучению рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению детей осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия в организованной учебной деятельности – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Не зря мы сказали — все в наших руках.

Пока мы задаём себе вопросы, значит мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.

Использованная литература:

1. Краткий психологический словарь/сост. Л.А. Карпенко; Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1985

2. Корнийчук А. Педагогическое кредо воспитателя ДОУ, 2015.                                        3. Турдахунова К.К.. Рефлексивный журнал слушателей курсов как инновация в становлении рефлексивной культуры руководителей дошкольных организаций. Менеджмент в образовании – г.Алматы, 3 издание, 2017

 

 

 

Боранбаева Л.К.

Тусупова Г.У.

ФАО НЦПК

«Өрлеу» ИПК ПР по г.Астана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*