Home » статьи » Обоснование программ личностно-ориентированного  содержания образования в современной школе  

Обоснование программ личностно-ориентированного  содержания образования в современной школе  

 

Новые социально-экономические условия, вхождение Республики Казахстан в мировое экономическое образовательное пространство требует переосмысления сущности образования, его конечных результатов. Личные характеристики граждан страны (образованность, способность к самостоятельному творческому поиску, предприимчивость, профессионализм, нравственные идеалы и ценности и т.д) становятся тем фундаментом, на котором могут строиться рыночная экономика, политика, развиваться культура. Поэтому в центре обучения всех учебных заведений должна быть личность ученика. А это требует тщательной проработки технологии педагогического процесса. В том числе содержания образования,  которые бы в максимальной мере учитывали особенности и возможности каждого  школьника.

Главное стратегическое направление  развития системы образования в настоящее время находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы ведущей, чтобы традиционная парадигма обучения — «учитель-учебник-ученик» — была заменена на новую парадигму: «ученик-учебник-учитель».

В качестве ведущих задач новой программы образования предусмотрено:

Содержание и технологии обучения должны соответствовать  индивидуальным особенностям учеников, развивать их внутренний потенциал, т.е. оно должно быть личностно-ориентированным.

Личностно-ориентированный подход интенсивно развивается в последние годы в психолого-педагогической науке. Однако в массовой школе личностно-ориентированное образование, несмотря на вариативный компонент содержания образования, все еще недостаточно учитывает потребности каждого ученика.

Истоки личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей кроются в гуманистической психологии. Гуманистическая психология и педагогика связывают свои исследования, рекомендации с личностью ученика, ее индивидуальностью. Гуманистическая психология и педагогика подчеркивают уникальность человека ( ученика и учителя).

Наиболее яркий представитель гуманистического направления Карл Роджерс выделял следующие принципы личностного  подхода:

— индивид находится в центре постоянно меняющегося мира. Для него важен собственный мир воспрятия окружающей действительности. Этот собственный мир не может быть до конца познан никем извне;

— человек относится к окружающему миру сквозь призму собственного воспрятия и понимания;

— человек стремится к самопознанию и самореализации; человек обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

— взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

— самосовершенствование, развитие личности происходит на основе  взаймодействия со средой, с другими

людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых и скрытых контактов.

Многие взгляды К. Роджерса легли в основу личностно-ориентированной педагогики.

В образовании все явственнее выступают тенденции модернизации и обновления. К таким тенденциям можно отнести постепенный отказ от передачи учащимся «готовых знаний» и усиления самостоятельной культуросозидающей функции образования, его открытости инновациям, связи с динамично меняющимся социумом, с планетарной экологической  ситуацией. В образовании, как и в других сферах производства, используются новые технологии, различные концепции и проекты, которые направлены на развитие личности школьника. «Становясь центральным феноменом культуры, образование все более ориентируется на утверждение сущностно-личностного начала в человеке».

Современная трактовка личностно-ориентированного образования  акцентирует внимание на развитие потенциальных возможностей учащихся, на их свободное самовыражение. Основной задачей личностно-ориентированной педагогики следует считать оказание содействия человеку в определении (изменении, коррекции, в утверждении и т.д.) своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру и к своей профессиональной деятельности.

Таким образом, личностно-ориентированное образование в отличие от традиционного, «знаниево-ориентационного», отличается следующими закономерностями:

1.Если при построении традиционного обучения предметом проектной деятельности является фрагмент содержания этого обучения и способы его усвоения (что знать, уметь, как этого добиться), то при личностно-ориентированном образовании предметом проектирования становится не фрагмент изучаемого материала, а событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание часть его;

2.Проектирование обучения становится совместной деятельностью учителя и ученика. Диалог здесь выступает не как запланированная ситуация на учебном занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов в образовании (учитель- ученик, учитель- ученики).

3.Стирается принципальная грань между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, игра) становится источником личностного опыта;

4.Обучение утрачивает традиционные для него черты искуссвенности и внешной регламентации и приближается к естественной жизнедеятельности ученика;

5.Соответственно и взаймодействие участников учебной деятельности утрачивает формальность и функционализм и обретает черты межличностного, межсубъектного общения.При этом педагог выступает не как фунционер, даже не как организатор, а как личность, т.к. его внутренний личностный мир, профессионализм становятся частью содержания образования;

6.Изучаемый текст, как фрагмент приобретаемой культуры, усваивается через контекст развития «Я» т.е. личностный опыт.

Таким образом, переход к личностно – ориентированному образованию связан с решением синтеза стандартизированного и личностно-вариативного компонентов образования, объединением содержания и педагогических технологий. В основе этого синтеза должны быть равноправные партнеры-участники педагогического процесса.

 

Касымова Куляш Жумагаликызы,

 учитель ИЗО, черчения, технологии,

 школа-гимназия №83,

 г. Астана

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*