План проведения пальчикового игротренинга
для средней группы
Білім беру саласы/Образовательные области: Қатынас, Коммуникация
Бөлім/Раздел: Тіл дамыту, Развитие речи
Мақсаты/Цель:
- Коррекционно – образовательная: закрепить знания об овощах, обогащать словарный запас по теме.
- Коррекционно – развивающая: учить по очереди разгибать пальцы, из кулачка, начиная с большого; продолжать учить выкладывать из палочек и пуговиц различные предметы (по образцу), развивать умение определять на ощупь предмет, чувствительность пальцев рук, закрепить навык закрашивания готовых изображений (нанося свободными, размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях), зрительное внимание.
- Коррекционно – воспитательная: воспитывать у детей навык совместной работы, доброжелательности.
Сабаққа арналған көрнекіліктер (оборудование): макет «Огород», Су – Джок мячики и колечки по количеству детей, натуральные овощи, разрезные картинки с изображением овощей, пластилин, манка на подносах, музыка.
Қостілділік компонент (билингвальный компонент) көкөністер – овощи, қызанақ –помидор, орамжапырақ –капуста, қияр –огурец, сәбіз –морковка
Ход занятия:
- Орг. момент.
Пальчики, пальчики, Веселые мальчики. Пальчики все могут, Сделать нам помогут. | катают мяч Су – Джок между ладонями |
- Введение в тему
Психогимнастика
Л.: Сажаем огород.
Мы лопатки взяли, грядки раскопали. Грабли в руки взяли, грядки разровняли. Семена рядами дружно мы сажали, А потом водою теплой поливали. | выполняют действия в соответствии с содержанием текста. |
Пальчиковая гимнастика
Вышла Люба в огород – Сколько у нее хлопот! Нелегко полоть на грядке Овощи все по порядку: Помидоры, лук, капуста И горошек очень вкусный. Репа, огурцы, чеснок, Свекла, редька и укроп. | указательный и средний пальцы шагают сжимают и разжимают кулачки
поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща |
Игра «Собираем урожай»
Л.: Ребята, вот и наступила осень. Пришло время собирать урожай. Назовите, какие овощи собирают осенью?
Д.: осенью собирают картошку, морковку, капусту, огурцы, помидоры…
Лепят из пластилина овощи круглой, овальной формы и соответствующего цвета.
Упражнение «Чудесный мешочек»
Л.: Овощи мы с вами собрали, давайте их рассмотрим, попробуем отгадать, назвать и рассказать о них.
После предварительного осмотра, дети ощупывают натуральный овощ в мешочке и называют его. Составляют рассказ о нем с опорой на картинки (например: «Это помидор. Он красный, круглый, сочный. Растет на грядке. Из него делают салат»).
Динамическая пауза (минус «Овощи»)
В огород пойдем, Урожай соберем. | дети ходят на месте |
Мы морковку натаскаем, И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко | выполняют движения по тексту |
И вернемся по дорожке. | ходят на месте |
Упражнение «Овощные загадки»
Л.: Как на нашей грядке выросли загадки:
Сочные да крупные, вот такие круглые
Летом зеленеют, осенью краснеют.
Что это?
Д.: это помидоры.
Л.: Бұл қызанақ.
Д.: бұл қызанақ.
(ребенок срывает с грядки помидор и складывает в корзинку)
Р.: Как надела сто рубах
Захрустела на зубах.
Л.: Что это?
Д.: это капуста.
Л.: Бұл орамжапырақ.
Д.: бұл орамжапырақ.
(ребенок срывает с грядки капусту и складывает в корзинку)
Р.: Летом в огороде свежие зеленые
А зимою в бочке желтые соленые
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас…
Д.: огурцы.
Л.: Бұл қияр.
Д.: бұл қияр.
(ребенок срывает с грядки огурцы и складывает в корзинку)
Р.: Вот оранжевый нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки.
Л.: Что это?
Д.: это морковка.
Л.: Бұл сәбіз.
Д.: бұл сәбіз.
(ребенок срывает с грядки морковку и складывает в корзинку)
Л.: Выложим отгадки из пуговиц и счетных палочек.
Дети по выбору выкладывают один овощ (помидор, капусту из пуговиц; морковку, огурец из счетных палочек).
- Закрепление пройденного материала
Пальчиковая гимнастика «Овощной суп»
Суп решили мы сварить И гостей всех пригласить. Мы морковку поскоблили, Мы картошку раздобыли, Поперчили, посолили, помешали | надеваем кольцо Су Джок на каждый палец начиная с большого |
И гостей всех угощали | сжимать и разжимать кулачки |
Дети выполняют упражнение сначала на правой руке, затем на левой.
Упражнение «Овощной салат»
Л.: Ребята, из овощей можно приготовить вкусный и полезный салат. Но для этого нужны овощи.
Дети складывают разрезную картинку из 6 частей.
Л.: Ребята, порежем овощи на салат.
Мы капусту нашинкуем | правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки |
В миску выложим в большую | руками изображаем миску |
Огурцы нарежем, лук | ребром ладошки водим вперед и назад |
К ним добавим соль, томат | имитируют посыпание солью из щепотки сжимают и разжимают пальцы |
И получится салат. | ладони вместе перед собой |
Упражнение «Рисуем пальчиками»
Рисование овощей на манке пальцами.
- Самостоятельная работа детей
Упражнение «Овощи поспели»
Л.: Ребята, посмотрите: что нарисовано у вас на листочках?
Д.: тарелка с овощами.
Л.: Овощи должны быть яркие, красивые, когда поспели. А в тарелке они блеклые и неяркие. Давайте превратим их в спелые и сочные.
Дети закрашивают готовые изображения овощей соответствующим цветом, не выходя за контуры.
- Итог
Л.: Что растет в огороде?
Д.: морковка, капуста, помидор…
Л.: Как одним словом их можно назвать?
Д.: это овощи.
Л.: Почему полезны овощи?
Д.: в них много витаминов, они помогают нам расти сильными и здоровыми.
Л.: Что вам больше всего понравилось на занятии? Молодцы, хорошо поработали наши умелые пальчики.
Семенчукова Елена Геннадьевна
логопед ГККП «Ясли-сад «Нұрсәт»,
СКО, г. Петропавловск