Цели урока:
-образовательная: повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к сдаче ЕНТ;
-развивающая: развитие умений и навыков по определению вида односоставных предложений, развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;
-воспитательная: повышение интереса к русскому языку, осуществление трудового и эстетического воспитания.
Тип урока: урок-повторение
Методические приёмы: повторение, взаимопроверка, тренировочные упражнения, тесты.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры.
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие.
Постановка цели урока.
- II. Вступительная беседа
Обращаюсь к эпиграфу-словам Леонардо да Винчи: «Любое препятствие преодолевает настойчивость».
Ребята! ЕНТ — это первое серьёзное испытание на вашем пути. Вы должны проявить упорство, настойчивость, трудолюбие, чтобы добиться успеха. Ведь как сказала Марва Коллинз: «Успех не придёт к вам. Вы сами должны до него дойти».
III. Подготовительная работа.
- Раздаю ученикам строки из стихотворений А.С. Пушкина «Узник», М.Ю. Лермонтова «Парус», А. А. Блока «Ночь…»
- Класс делится на три группы.
- IV. Блиц-опрос.
Синтаксисизучает…словосочетание и предложение.
Предложение это…единица синтаксиса.
Простые предложения, …в которых есть одна грамматическая основа.
Предложения по составу бывают…односоставные и двусоставные.
Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом.
Основные группы односоставных предложений…именные и глагольные.
Типы односоставных предложений…назывное, определенно-личное, обобщенно-личное, безличное, неопределенно–личное.
- V. Восстановите соответствие между элементами таблицы. Предлагаю ученикам восстановить соответствие между элементами таблицы. Задание выполняется на интерактивной доске.
- VI. Анализ предложений.
На доске написаны фрагменты стихотворений.
1.Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Лермонтов)
2.Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном
(А. Пушкин.)
3.Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
(А.Блок)
Предлагаю найти основы в этих предложениях. Выясняем, что в первом фрагменте использованы двусоставные предложения, а во втором и третьем односоставные и двусоставные предложения.
VII.Найдите в произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова односоставные предложения. Определите их вид. (задание было задано на дом)
- Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз. (определенно-личное)
(А. Пушкин)
2.Дни поздней осени бранят обыкновенно. (определенно-личное)
(А.Пушкин.)
3.Мороз и солнце! День чудесный! (назывное)
(А.Пушкин)
4.Как весело, обув железом острым ноги, скользить, по зеркалу
стоячих, ровных рек! (безличное)
(А.Пушкин)
5.Идут-и видят вдруг курган
Сквозь синий утренний туман. (неопределенно–личное)
(М.Лермонтов.)
6.Тучки небесные, вечные странники! (назывное)
(М.Лермонтов.)
7.И скучно и грустно, и некому руку подать.( безличное)
(М.Лермонтов.)
8.Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня. (определенно-личное)
(М.Лермонтов.)
VIII. Занимательная лингвистика.
Игра «Аукцион пословиц».
Задание: назвать пословицы – односоставные предложения со значением обобщенного лица. Победит тот, кто последним назовет пословицу.
Можно усложнить задание: обьяснить значение пословицы; назвать форму глагола-сказуемого.
- IX. Распределительный диктант.
С главным членом подлежащим | С главным членом сказуемым |
- Утро.
- К ночи вызвездило.
- Улицы убирают утром.
- Очень теплый вечер.
- Его не было дома.
- Выжженная степь.
- Лейся, лейся, песня.
- Дружбу за деньги не купишь.
- Читайте книги, любите их.
- Смеркается.
- Очень холодная зима.
- Вечер.
ХI.Заключительное слово учителя. (слайд «Горящая свеча»)
Перед вами на экране горящая свеча. Я хочу, чтобы в ваших руках всё всегда горело, спорилось и получалось так, как надо. Ребята, представьте эту свечу в своих руках, мысленно передавая её, поделитесь друг с другом капелькой счастья, доброты, радости.
Мирзакулова Шахла Хайруллаевна,
учитель русского языка и литературы
ОСШ №28 «Акбай»