Home » Детский сад » «Поиск дороги доброты к роднику с хрустальным источником

«Поиск дороги доброты к роднику с хрустальным источником

…Чтобы ответить на вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам.  И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником духовности – задача из задач для каждого в отдельности человека и для нас всех вместе, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей. И если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке.

С.А. Назарбаева

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, осознания своей индивидуальности в окружающем мире.  Самопознаниеэто глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но прежде всего осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество преображения личности.  В связи с этим, «Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, обладает бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает его жизнь духовными знаниями.

Какова же истинная цель воспитания в детском саду «Самопознание»? Чтобы каждый ребенок ощущал себя счастливым человеком! Окружить его лаской, нежностью, добром и улыбкой. Духовность можно понимать, как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать. Важно напитать ребенка, с самого раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, развивая в нем самые важные добродетели: любовь, сострадание, терпимость, мир и спокойствие, правдивость. Я поставила перед собой цель: чтобы каждый ребёнок нашёл дорогу доброты к хрустальному источнику то есть дорогу в «мир добра»

Благодаря предмету «Самопознание», который проводится в нашем детском саду, даёт мне возможность более полно решать задачи последовательного формирования личности ребенка, раскрывать и обогащать его внутренний мир, осуществлять коррективное познание самого себя и мира добра.

На каждом занятии дети  встречаются с волшебством, добротой и любовью. Дети учатся говорить о себе, о своих чувствах, мыслях и поступках, анализировать их давать им адекватную оценку, слушать как себя, так и других, принимать людей такими, какие они есть, проявляя к ним доброжелательность и терпимость. Для воспитания гармоничной личности необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление), но и эмоциональный интеллект, личностные качества ребенка. Познают самих себя, окружающий мир, мир чувств, раскрывают свои душевные  качества. Предлагаются разнообразные методы, приемы и средства, а также формы организации обучения, которые выражают специфику занятия по самопознанию: «Круг радости», «Помечтаем», «Наедине с собой», «Побеседуем», «Почита­ем», «Послушаем», «Релаксация», «Инсценировка», «Игра», «Упражнение», «Творческая работа», «Обобщаем», «Круг от сердца к сердцу», «Домашнее задание».
В нашей группе каждое занятие начинается с «Круга радости»,  сопровождаемый красивой, спокойной музыкой, которая настраивает детей на позитивное мышление, успокаивает их, где дети учатся говорить друг другу добрые, нежные, ласковые пожелания и хорошие слова, глядя в глаза, улыбаясь, держась за руки, чувствуя тепло, друг друга. По окончании вместе образуют один единый круг.

Мне нравится методический прием, «Помечтаем», который обращен на эффективное формирование эмоций, чувств. Под спокойную музыку (звуки природы, пение птиц, шум воды, спокойного ветра) предлагаю детям рассказать о своей мечте. В группе есть такие дети которые мало активны на обычных занятиях, а на занятий самопознания они раскрываются и хотят высказаться. Все дети хотят поделится своей мечтой с окружающими. А какие у всех детей прекрасные мечты, слушаешь и так хочется, чтоб все мечты стали реальностью. Никто не остается в стороне, все принимают активное участие и проявляют огромный интерес, а сколько у них положительных эмоций! Дети раскрываются с такой стороны, с которой я даже и не знаю их.

На занятии используются притчи, короткие рассказы, сказки, истории, помогающие детям понять, а воспитателю -раскрыть понятие «мир добра» на примере поступков героев, персонаже. Рассказ, притча должны быть интересны и  понятны детям по содержанию, иллюстрировать и подчеркивать значение ценности. Используемое художественное произведение (притча, рассказ, история, сказка и т.д.) служат той цели, к которой стремится на занятии воспитатель. Далее – четко выстроены и сформулированы вопросы по содержанию:

  • первые вопросы, выясняющие, запомнили ли дети содержание
  • основные вопросы по содержанию, раскрывающие ценностное значение рассказанной истории: «Как бы вы поступили на месте героя? Почему? А что если бы…?

Важно, чтобы каждый ребёнок.  раскрыл своё отношение к тому или иному действию.

 Затем дети выполняют творческую работу, связанную с темой и целью занятия. Групповая творческая деятельность объединяет детей, развивает способности, гармонию с окружающим миром. После окончания, дети анализируют свою деятельность. Когда я предлагаю ребенку выбрать подарок или придумать пожелание своим близким, друзьям, все дети хотят принять участие и рассказать почему именно этот подарок, пожелание он выбрал для своих родных. На таком занятий чувствуется отношение семьи к ребенку. Обычно с занятий по самопознанию дети и я уходим с прекрасным настроением. Дети рассказывают еще то что не успели. Эти занятия помогают закомплексованным детям раскрыть себя, свое «Я», вселяют уверенность что он нужен своим близким и окружающим людям и он многое умеет. Дети меняются на глазах. Все слова, игры, круги радости, «от сердца к сердцу», читаемые произведения глубоко западают им в душу и они учатся любить, уважать себя и других, радоваться. Исчезли в группе ссоры, дети стали  очень  дружными, заботливыми, наблюдательными, чуткими.
Заканчивается занятие методом: «Посидим в тишине», где дети, закрыв глаза, успокаиваются, и находят покой в тишине окружающего мира, думают о том, что нового и хорошего они узнали сегодня на занятии. Важным моментом является настроение воспитателя, его отношение, его позиция к происходящему так как его состояние внутреннего покоя передается детям приводит их к позитивному настрою.

Занятия по предмету «Самопознания» предполагают тесное сотрудничество с родителями, так как, семья и родители- первые учителя ребенка.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Родители детей моей группы знают в какой день у нас занятие по самопознанию, спрашивают нужно ли что. Родители сами с большим интересом, желанием знакомятся с литературой по самопознанию, читают материалы, предлагаемую литературу по нравственно-духовному воспитанию, вместе с детьми заучивают «круги радости», стихи, помогают в оформлении домашних заданий. Ведь семья – это тот «родник, из которого человек черпает силы всю свою жизнь».
Поэтому , хорошей традицией в нашей группе стали творческие выставки детских работ по различным тематикам: «Мир глазами детей», «Мой любимый питомец», «Моя семья»,  и другие.
Активное участие родители принимают в конкурсах совместного творчества родителей и детей. Это выставки поделок из природного и бросового материала по темам: «Дары природы», «Весёлый огород», «Новогодняя игрушка для друга», «Подарок маме» и другие. Такие мероприятия сближают родителей и педагогов, семью с детским садом. При этом родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь.
Я очень благодарна Саре Алпысовне, что она подняла вопросы нравственности и является автором и вдохновителем этой бесценной и уникальной программы, в которой возрождение нравственно-духовных ценностей начинается с порога детского сада. Разве не прекрасно, когда ребенок уже с дошкольного возраста научится в полной мере реализовывать заложенные в нем от рождения возможности и способности, научится приносить пользу себе и государству и всем людям, живущим на земле. И разве это не святая миссия научить ребенка жить в радости и любви, в мире и пониманий и добра.

Атаманюк Н.В.,

                                                       воспитатель КГКП ясли/сад «Аққу»,

Карагандинская область,

                                                                                                Абайский район, г. Абай

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*