Home » Учебно-методические материалы » Особенности планирования уроков русского языка и литературы по обновленной программе

Особенности планирования уроков русского языка и литературы по обновленной программе

Жаңартылған бағдарлама, оқыту, тілдік дағдылар, оқыту процесі, жоспарлау, дамыту, сабақ құрылымы, қалыптастырушы бағалау, белсенді оқу, коммуникативті тәсіл.

Обновленная программа, преподавание, речевые навыки, процесс обучения, планирование, развитие, структура урока, формативное оценивание, активное обучение, коммуникативный подход.

Updated program, teaching, speech skills, learning process, planning, development, lesson structure, formative assessment, active learning, communicative approach.

 

В стaтье рaссмaтривaется планирование уроков русского языка и литературы по обновленной программе, рaссмaтривaются подходы преподавания, кoнстaтируется неoбхoдимoсть целенaпрaвленнoгo фoрмирoвaния речевых навыков в кoнтексте  нoвoгo пoдхoдa к oбрaзoвaтельнoй деятельнoсти в шкoле.

В связи с внедрением обновленной образовательной программы изменился подход к преподаванию русского языка и литературы. По обновленной программе в школах с нерусским языком обучения предметы «Русский язык» и «Русская литература» изучаются интегрированно. Данный подход способствует целостному восприятию и пониманию смысла художественного текста, так как учащиеся только после изучения грамматических и лексических особенностей данных текстов готовы к их прочтению.

Целью учебной программы по предмету «Русский язык и литература» является совершенствование навыков речевой деятельности, основанных на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдении правил и норм русского литературного языка, правил речевого этикета, что способствует развитию функциональной грамотности учащихся.

В основу содержания учебной программы по предмету заложен коммуникативный подход, направленный на развитие четырех навыков речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. Один из главных фокусов коммуникативного подхода это развитие читательской грамотности учащихся, т. е. развитие способности к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, использование их содержания для достижения собственных целей, развитие знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. В соответствии с данным подходом в учебной программе предлагается речевая тематика социально-бытовой, социально-культурной и учебно-образовательной тематики.

На уроках по развитию речевых навыков основная деятель­ность — речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Учащиеся слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ученик выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Своеобразием уроков является активность детей: один ученик рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т. д.). Результативность занятий по русскому языку и литературе определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом цели обучения и обеспечивается приобретение учащимися знаний, развитие речевых навыков и умений.

Как отобрать цели обучения на урок?

Навыки слушания, говорения, чтения и письма должны преподаваться комплексно. Слушание и чтение являются рецептивными (т.е. связанными с восприятием устной и письменной речи) видами речевой деятельности, а говорение и письмо являются продуктивными видами речевой деятельности. Каждый урок в соответствии с коммуникативным подходом должен содержать продукт устной или письменной речевой деятельности, поэтому целесообразно на урок ставить цели обучения из разделов «Слушание» и «Говорение» или «Чтение» и «Письмо». Возможны различные вариации целей обучения, но непременным условием должна стать следующая формула: рецептивный вид речевой деятельности + продуктивный вид речевой деятельности (С+Г, Ч+Г, Ч+П, С+П).

Например, 5 кл., раздел «Климат и природа»

Урок 1, «Здравствуй, сентябрь!»

Цели обучения:понимать основное содержание произведений фольклора и литературы/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять тему (5.С3.); владеть словарным запасом, включающим синонимы, антонимы, омонимы (5.Г1);

Урок 3, «Поэты и писатели об осени»

Цели обучения: понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания (5.Ч1); владеть словарным запасом, включающим синонимы, антонимы, омонимы (5.Г1);

Содержание учебной программы организовано по разделам обучения, включающим виды речевой деятельности и использование языковых норм. Разделы разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов. В планировании уроков и изучении темы одного раздела учитывается принцип последовательности обучения. При последовательном обучении учитель совмещает возможности использования слушания и говорения в поддержку чтения и письма. В зависимости от целей обучения, основного программного содержания уроки могут быть классифицирова­ны следующим образом: уроки по формированию словаря (слушание аудио/видео материала, чтение текста, словарная работа); уроки по формированию грамматического строя речи (образование именных частей речи, употребление и использование грамматических структур); уроки по формированию звуковой культуры речи (обучение правильному произношению); уроки по обучению связной речи (беседа, все виды пересказа, создание устного высказывания); уроки по формированию письменной речи (подготовка к письму, составление плана, создание текста).

При планировании урока учитель руководствуется основным нормативным документом – Учебной программой и долгосрочным планом. В этом документе определены цели обучения, которые должны быть реализованы в данной четверти и в данном разделе. Далее учитель может опираться на среднесрочный план, в котором содержатся рекомендуемые действия по организации учебного процесса, на основе которых учитель может составить свой краткосрочный план.

Как планировать учебный процесс?

Планирование урока зависит oт этапа обучения, т. е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения используются совместное чтение учителя с учениками, моделирование учителя; в середине изучаемого раздела – руководимое обучение, практика письма; на более поздних этапах — самостоятельное письмо, создание продукта). Для формирования коммуникативных умений учащихся каждый урок учителем должен быть организован как урок развития речи, на котором учащиеся слушают и читают различные тексты, рассуждают, анализируют, пишут. Учащиеся участвуют в коллективном обсуждении точек зрения, ищут и используют информацию для решения познавательных задач, активно занимаются самостоятельным поиском решения учебной  проблемы. При организации урока необходимо руководствоваться целями, указанными в учебной программе и долгосрочном плане. Прежде всего важно определить цели данного урока, его содержание и место в системе других занятий, так как цель обучения учебной программы не может охватить все части целей обучения. Например, цель обучения может быть основой для нескольких уроков, каждый из которых будет иметь микроцель. Данная цель в течение изучаемого раздела может повторяться три раза. Следовательно, на первом уроке учитель может дать понятие о синонимах, антонимах, омонимах, организовывает работу с текстом, где ученики находят данные лексические единицы и т.д. На втором уроке отрабатываются навыки использования в речи, а на третьем – ученики создают устные высказывания, где используют их в речи. После того, как будет определено содержание урока, учителю следует детализировать формулирование целей урока, то есть ставить конкретные, измеримые, достижимые цели. Затем учитель отбирает эффективные методы преподавания, которые помогут организовать учебный процесс и достичь результатов обучения.

В структуре урока обычно выделяют три части — вводную (начало), основную (середина) и заключительную (конец). В начале урока устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. В середине урока решаются главные задачи обучения, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности учащихся. В конце урока идет закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке. Здесь учитель обращается к поставленной цели и организует самооценивание учащихся, подводит итоги. Современные методы преподавания уделяют особое внимание учету индивидуальных особенностей и потребностей учеников, поскольку успех учителя в их удовлетворении может позитивно повлиять на успеваемость учащихся. Центральное место на уроках отводится развитию самостоятельного обучения, которое возможно осуществить с помощью активных методов обучения. Рекомендуется оптимальное сочетание группового обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным. Формативное оценивание помогает контролировать ход обучения, усвоение учениками программы, обеспечивает установление обратной связи, позволяет намечать пути дальнейшей работы с учащимися как на последующих занятиях, так и в других видах деятельности. Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства. Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированных речевых навыков и умений, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости с повседневной жизнью учащихся.

Так как основной единицей общения является текст, то именно текст выступает в качестве высшей единицей обучения. Текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно-деятельностным подходом в обучении языку. В соответствии с содержанием учебной программы учащиеся, наряду с текстами художественной литературы, будут изучать тексты разных жанров и стилей. Например, в 5 классе в целях обучения по чтению и письму особое внимание уделяется текстам разговорного (письма, дневники) и художественного стилей (стихотворение, сказка), а в 7 классе – текстам публицистического (репортаж о событии, заметка, отзыв) и официально-делового стилей (доверенность, заявление, договор, официальное поздравление, деловое письмо).

При работе с устными и письменными текстами следует соблюдать следующие этапы:

1) предтекстовый этап, направленный на снятие лексических или грамматических трудностей при восприятии текста, развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов;

2) текстовый этап, направленный собственно на чтение текста;

3) послетекстовый этап, направленный на проверку полноты и точности содержания, т.е. контроль работы над текстом, обсуждение прослушанного.

Тексты должны

— быть аутентичными,

— обладать смысловой завершенностью,

— содержать определенную проблему,

— соответствовать возрастным особенностям детей.

В ходе обучения второму языку учителя должны использовать эффективные стратегии в поддержку слушания и говорения, чтения и письма, обеспечивая осмысленный, целенаправленный и хорошо организованный процесс обучения.

 

Зулкaшевa Шынaр Мулкaйевнa,

старший преподаватель,

тренер филиaла AO «НЦПК «Өрлеу» «ИПКПР по ЗКО»,

Даулетиярова Гульнар Сериковна,

учитель русского языка и литературы

СОШ имени М-С.Бабажанова

 Бокейординского района, ЗКО

 Использованная литература:

  1. Руководство для учителя. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Русский язык и литература» в школах с казахским языком обучения. Центр педагогического мастерства. АО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017.
  2. А. К. Мынбаева, З. М. Садвакасова Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Учебное пособие. – 5-е изд., доп. — Алматы, 2011.
  3. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ. Учебно-методическое пособие. Центр педагогических измерений. АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Астана, 2016.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*