Познание мира 4 класс.
Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся о воде, о значении воды для всего живого на земле, о необходимости охраны воды. Повышать активность детей, прививать основы экологического воспитания, учить делать выводы, обобщения. Воспитывать привычку бережного отношения к природе, к воде родного края. Развивать познавательную активность через центры активности.
Ожидаемый результат: Оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.
Дидактические средства: Физическая карта Казахстана, таблицы, картинки глобус, карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствует учеников. Эмоциональный настрой. (Создание коллабаративной среды)
— Как всегда начинаем наш урок с наблюдения за погодой
-Какое облако вам нравится больше всего? (Веселое, доброе)
— Улыбнитесь друг другу, мне и гостям.
— На уроке мы будем доброжелательно относиться друг к другу, помогать и внимательно слушать
— А говорить мы будем вот о чем: Отгадайте загадку.
Много ее- беда!
Мало ее- беда!
Нужна нам всегда
Больше, чем еда (Вода)
-Предлагаю разделиться на группы. На столах вы видите таблички со словами – отгадками. (Таблицы на столах: Снег, Иней, Дождь, Лед, Облака, Роса)
Ваша задача: взять на столе у меня карточку с загадкой и проследовать к столу, на котором есть табличка с вашей отгадкой.
1.Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал.
В землю убежал.
2.Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали.
А потом искать их днем,
ищем, ищем, не найдем.
3.Серебристой бахромой
на ветвях сидит зимой ,
а весною на весу,
превращается в росу.
- По небесам оравою
бредут мешки дырявые
и бывает иногда
из мешков течет вода.
- Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет и поет, убаюкивает.
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.
Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы: по карточке читают загадку, находят отгадку и следуют к своему столу.
- Проверка пройденного материала.
Проверяет домашнюю работу. Письменно ответить на вопросы в карточках.
- Озеро Казахстана, особенностью которого является то, что в западной части озера вода пресная, а восточной – соленая (Балхаш)
- Что такое арасаны?(Минеральные источники в Казахстане)
- Озеро Казахстана. Терпящее экологическую катастрофу? (Арал)
- В бассейне какой реки находится наша ЮКО? (Сырдарья)
- В каких состояниях вода встречается в природе?
(Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Проверка ответов)
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала
— Сегодня мы проводим урок в форме «круглого стола» по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий: инженеры, синоптики, биологи, краеведы, врачи, историки
— Какую же проблему мы должны решить?
Шел по морю корабль.
В тот миг роковой
Кипела вода
За высокой кормой.
Но прямо по курсу
Сквозь грохот и гул
Услышал матрос
За бортом: «Караул!»
У. Как вы думаете, чей это зов о помощи?
Выслушиваются ответы детей.
– Оказывается, на помощь зовет вода. Итак, сегодня мы с вами должны решить задачу. Почему же ВОДА взывает о помощи?
- Операционально – исполнительский этап.
1.Обсуждение темы урока
-Посмотрите на глобус, казалось бы, воды на Земле сколько угодно, океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Всю ли воду человек может использовать для удовлетворения своих нужд?
-Не забывайте, что вода океанов и морей соленая, а людям необходима пресная вода, которой на земле не так уж много, меньше 3%. А, кроме того, людям требуется только чистая, пресная вода. Но ее становится все меньше и меньше. Почему чистой и пресной воды становится меньше?
-Эту проблему мы сегодня рассмотрим за «круглым столом».
(Переверните свои таблички на столе, и вы увидите, какую группу научных сотрудников вы будете представлять.)
— У вас на столе вырезки из газет и журналов, распечатанные тексты, познакомившись с которыми, вы подготовите речь о Воде с точки зрения представителей разных специальностей.
У вас на подготовку есть время 7минут.
Звучит песня Беликова « Живи, родник»
Физминутка.
У. Первыми к обсуждению приглашаются биологи.
Рассказывают дети, выступающие в роли биологов.
Биолог 1. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду.
Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.
Демонстрируется опыт.
– Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.
Биолог 2. Вода также является домом для множества растений и животных.
Биолог 3.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
– Как связана с водой жизнь растений и животных?
– При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть.
Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.
У. Итак, можно сделать вывод, что вода – это жизнь!
Своими мыслями с нами поделятся инженеры.
Инженеры. Вода – друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.
— Вода – важный помощник для человека.
У. Молодцы! Предоставим слово экономистам. У них к нам несколько вопросов.
Экономист 1. Как вы думаете, много ли весит один кубометр* воды? И сможет ли поднять такое количество воды один человек?
Выслушиваются ответы детей.
– 1 кубометр воды весит тонну (1000 кг), а поднять его могут 15–20 человек или подъемный кран.
Экономист 2. Предлагаю вам решить экономические задачи.
Детям раздаются карточки с текстами.
Задача 1
В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?
Задача 2
При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?
Дети приводят вычисления и отвечают на вопросы задач.
Экономист 1. Нам же для жизни нужна только чистая пресная вода. А где мы ее можем встретить?
Выслушиваются ответы детей.
У. Нужно бережно относиться к воде.
— Количество воды ограничено. Закрывай покрепче кран, Чтоб не вытек океан. Воду попусту не лей – Дорожить водой умей.
У. Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем историков.
Историк 1. Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе. В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.
Как вы понимаете слова «деревня высохла»?
Д. Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала существовать, то есть «высохла».
У.. Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми
Пословицы:
И мутную воду пьют в невзгоду.
Без росы и трава не растёт.
Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.
У. Свою точку зрения выскажут экологи.
Эколог 1. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.
Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.
Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.
Эколог 2. До тех пор пока в водоемы попадало не очень много вредных примесей, полного загрязнения не происходило. Почему? Потому что вода обладает удивительной способностью – самоочищаться.
Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами (так как вода – хороший растворитель) и становятся безвредными.
Так может продолжаться до тех пор, пока воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы. Вода не успевает самоочищаться.
У. Как же быть с заводами и фабриками, ведь без производства люди не смогут обеспечивать себя необходимым. Есть ли выход из создавшейся ситуации?
Дети предлагают свои варианты ответов
У. Слово краеведу.
Краевед. Послушайте!
Идут года, и все мы с каждым разом,
Взглянув на карту, печально замечаем,
Что воды нашего великого канала
Теперь мелеют, и море исчезает.
Где рыба теперь, где вода, где пейзажи?
Где урожай, города и порты?
Лишь сухая земля пустынного края
Без жизни, без славы и без красоты.
Так стань же вновь могучим и свободным,
О великое море, из бездны восстань!
И для всеобщей радости народной
Жизнь возврати в увядающий край.
К описанию какого водоема могут относиться эти строки? Докажите.
.– К каким последствиям все это может привести?
Выслушиваются ответы детей.
У.- Вода загрязняется.
Надо беречь каждый ключик чистой воды. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды.
У. Подробнее о заболеваниях, вызванных загрязненной водой, мы можем узнать у врача.
Врач. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана? (Выслушиваются ответы детей.)
– Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибли болезнетворные микробы. Весной и осенью хлор часто чувствуется в воде и на запах, и на вкус, в это же время вода бывает мутной из-за присутствия в ней других примесей. Посмотрите, как хлор действует на различные ткани. (Демонстрируется опыт, во время которого хлором капают на различные кусочки ткани.)
– Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Но внутренние ткани нашего организма тоже разрушаются. Поэтому воду лучше пить отфильтрованной или, по крайней мере, отстоявшейся и кипяченой.
Физминутка. Звуки природы «Дождь в лесу». Прослушивание.
-Что вы услышали?
У. Есть вопрос и у синоптиков.
Синоптик. Почему нельзя гулять без зонта под дождем? (Выслушиваются ответы детей.)
– В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гуляние под дождем стало небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной или сернистой кислоты.
Все это происходит из-за загрязнения окружающей среды. Вы спросите: какая связь между промышленными предприятиями и дождем? Давайте посмотрим. Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Подует ветер и уносит облака дальше от фабрики. Затем из облаков пойдет дождь, и с его каплями на наши головы выпадают вредные вещества.
– Кислотные дожди наносят огромный вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни.
У.Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (мосты, самолеты).
Закрепление.
У. Любое заседание за «круглым столом » заканчивается решением. Назовите проблему нашего «круглого стола». (Почему нужно беречь и охранять воду?) Своё решение вы изобразите в виде кластера. Придумайте призыв к человечеству, в котором бы выражалась главная мысль всего нашего урока (например: «Береги воду! Береги природу! Береги свое будущее!», «Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!»…).
- Итог урока.
Коллективное составление кластера: «Охрана воды»
1.Беречь от загрязнения.
2.Экономить.
3.Сажать деревья у берегов.
4.Очистительные сооружения.
Зачитывание своих решений.
– Вода – это жизнь, красота и здоровье.
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
Вывод: Как вы должны пользоваться водой дома, в классе?
1.Наливать столько воды, сколько можешь выпить
2.Не оставлять кран открытым
— Мы сегодня говорили о бережном отношении к воде. Экологическая культура предполагает экологию души. Послушайте отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
— О чём хотел сказать нам поэт? Что это за звери внутри нас? Это качества человека: жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.. это всё плохое , черное дикое, что есть в человеке. И мы должны постоянно истреблять эти качества характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
- Рефлексия.
Перед вами озера с названиями «Озеро Знаний»,
«Озеро Скуки», «Озеро Интересов», «Озеро Непонимания».
Прикрепите стикер-сердечко к тому «Озеру», на котором вы сегодня побывали на уроке.
(На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.)
- Домашняя работа. Написать письмо-обращение от имени природы к людям. (можно в группах)
Искакова Гульмира Кошкимбаевна
учитель начальных классов
школа-лицей №46,
г. Шымкент
Южно-Казахстанская область