Home » Естественно - географический цикл » Пищеварительная система

Пищеварительная система

Обобщающий урок

9 «а» класс

Цель урока:

Обучающая: обобщить знания учащихся о пищеварительной системе.

Задачи:

1.Образовательная: Закрепить названия и функции систем органов, названий и функций органов пищеварительной системы, функции пищеварительной системы. Закрепить и обобщить знания о пищеварительной системе.

2.Коррекционная: Развитие пространственных представлений. Развитие объема внимания, долговременной памяти, зрительного восприятия, мыслительных процессов на основе выполнения упражнений на закрепление материала, развитие связной устной речи в процессе ответов на вопросы, работы по таблицам, составления рассказа о процессе пищеварения.

3.Воспитательная: Воспитание интереса к предмету, самостоятельности, дисциплинированности. Формирование бережного отношения к своему здоровью.

Словарная работа: Ротовая полость, слюнные железы, слюна, глотание.

Тип урока: обобщение.

Наглядность: презентация, схемы, карточки с заданиями, народные пословицы и поговорки.

Ход урока

  1. I. Организационный момент урока

— На протяжении нескольких уроков вы познакомились со строением и значением пищеварительной системы. На сегодняшнем уроке мы обобщим полученные знания.

— А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи на уроке.  Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Итак, все настроились на урок. Я предлагаю вам посмотреть на питание несколько с другой стороны, с точки зрения здоровья.

Эпиграфом нашего урока будет высказывание «Мы есть то, что мы едим».

II.Мотивационный этап

Каждый человек заинтересован в своем здоровье. Здоровье не придет само, его никто не подарит. О здоровье нужно заботиться каждый день.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека.

Для нормальной жизнедеятельности организму требуется более 600 питательных компонентов. В основном они поступают в организм вместе с пищей. С помощью правильного питания можно сохранить или восстановить свое здоровье, снизить риск развития наиболее распространенных заболеваний, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру, на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение.

А как вы считаете, что значит питаться правильно?

Питаться правильно — это значит так, чтобы чувствовать себя здоровым и бодрым и при этом не задумываться о том, что именно для этого нужно съесть.

III. Фронтальная беседа — отделы пищеварительной системы и их функции.

— Для переваривания пищи эволюция сумела создать почти универсальный аппарат — пищеварительную систему.

— Для чего человеку нужна она?

— Давайте совершим «путешествие бутерброда» по нашей пищеварительной системе.

Ротовая полость

— Пищеварительная система начинается ротовой полостью.

Мы должны обосновать народную мудрость «Кто хорошо жует, тот долго живет».

-Перечислите органы ротовой полости (зубы, язык, пищеварительные железы)

— Какие функции выполняют эти органы?

— Перечислите виды зубов и их функции

Оказывается… половина человечества имеет только два, а не четыре зуба мудрости

Оказываетсяза сутки у человека выделяется в среднем 1 л слюны

Следующие органы – гортань, пищевод и желудок

— Что происходит в этих отделах?

Интересно знать: желудок является производным от слова желчь (в старину маленькие желуди называли желудками)

Следующий отдел – кишечник

— На какие отделы подразделяется?

(двенадцатиперстная, тонкая, толстая, прямая)

— Какие процессы происходят в двенадцатиперстной кишке, в тонкой кишке, в толстой кишке, в прямой?

Оказывается… длина кишечника у человека в среднем составляет 5-6 метров. Кишечник у взрослого человека в 4 раза превышает длину его туловища.

  1. IY. Этап актуализации изученного материала

Узнай орган по таблице

— На листочках находятся изображения пищеварительной системы без надписей. Ваша задача правильно подписать органы пищеварительной системы.

Конкурс- тест  «Да- нет»

— Сейчас на экране будут появляться высказывания о пищеварительной системе, если вы согласны с высказыванием, то пишете знак (+), если не согласны (-).

  1. Пища – источник энергии и строительного материала. (+)
  2. Сыр, мясо, молоко — это питательные вещества. (-)
  3. Глотка является частью пищеварительной системы. (+)
  4. Зуб состоит из коронки и шейки. (-)
  5. В ротовой полости под действием слюны начинают перевариваться белки. (-)
  6. Желудок самый расширенный отдел пищеварительной системы. (+)
  7. В тонком кишечнике под действием желчи жиры распадаются на мельчайшие капельки. (+)
  8. Всасывание питательных веществ в кровь происходит в толстом кишечнике. (-)

Правильные ответы: +-+—++-

Релаксация

После выполнения задания проводится физкультминутка на предупреждение гиподинамии

Разминка: Выходит один человек и называет органы, остальные должны показать их у себя.

Учитель называет систему органов, дети по цепочки называют органы этой системы:

-Опорно-двигательная

-Дыхательная

-Пищеварительная.

Мы употребляем продукты питания, но наш организм может усваивать только питательные вещества. Вот сейчас мы и узнаем какие питательные вещества вы знаете

1 упражнение: исходное положение руки на поясе, если я называю продукт питания вы поднимаете руки вверх, если питательное вещество- вытягиваете вперед

— Морковь, белок, фасоль, колбаса

2 упражнение: исходное положение руки на поясе, если я называю продукт питания вы поворачиваетесь вправо, если питательное вещество- влево

— Мясо, рис, рыба, масло, витамины

3 упражнение: исходное положение руки на поясе, если я называю продукт питания вы наклоняетесь, если питательное вещество- приседаете

-Масло, сливки, жир, рыба, углеводы

  1. V. Рефлексия
    Мы повторили особенности строения и функционирования пищеварительной системы. Но говоря о пищеварении нельзя не сказать о правильном питании.
    — Какому правилу нужно подчиняться при выборе набора продуктов на каждый день? ( правило пирамиды)
    А сейчас попрошу я вас написать на листках ваши любимые блюда и продукты питания
    Дети пишут, затем листочки вывешиваются на доске
    Теперь давайте сравним ваши пищевые пристрастия с рекомендациями врачей-диетологов.
    Продукты, рекомендуемые к употреблению
    Груши, яблоки, апельсины, капуста, зеленый перец, свекла, кабачки, шпинат, морковь, репа, несладкие соки, супы домашнего приготовления (без соли), арахис в скорлупе, травы, лимон, лук в качестве приправ, курица, индейка, вермишель, коричневый рис, хлопья, йогурт низкой калорийности, рыба, бобы, хлеб, кукуруза, темный хлеб, обезжиренное молоко, картофель, растительное масло
    Продукты, употребление которых нужно ограничить.
    Расфасованные промышленным способом сухие супы, бульонные кубики, подливки, соления, квашенная капуста, заправки для салатов, бекон и ветчина, пищевая сода и пекарский порошок, переработанное мясо, гамбургеры, жареный картофель и чипсы, конфеты, мороженое, желе и джем, шоколадный соус, пудинги, безалкогольные газированные напитки, какао-порошок, печености, сыр, сливки, масло, шоколад, сосиски, мясные консервы, пицца, растительное масло, цельное молоко, майонез, торты, пироги.
    Как вы, наверное, заметили, любимые большинством из нас блюда не всегда являются полезными для организма. Возникает вопрос: так как же надо правильно питаться, чтобы еда не только была полезной, но и приносила удовольствие? Правила питания давно выработаны народом в виде пословиц и поговорок:
    Обжора съедает себя собственными зубами
    Лучше 7 раз поесть, чем один раз наесться.
    Калач приестся, а хлеб никогда.
    Приняла б душа, а брюхо не прогневается
    Ужин не нужен, был бы обед дружен.
    Сладко естся, так плохо спится.
    Хорошего понемножку, сладкого – не досыта.
    – Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
    – Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
    – Если много съешь, то и мёд горьким покажется.
    – Наелся, как бык, не знаю, как быть.
    – Когда я ем, я глух и нем.

Оказывается: — За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц,

5 тыс. буханок хлеба,

100 мешков картофеля,

3 быков,

2 баранов,

случайно 70 насекомых.

Женщины — около 4 кг. губной помады.

— Так как же надо правильно питаться, чтобы еда не только была полезной, но и приносила удовольствие?

— И в заключении нашего урока мне бы хотелось прочесть шуточное стихотворение:

Ну, ешь, сыночек. Ты хороший.

Ну, открывай же шире рот.

И папа хлопает в ладоши,

И мама суп сынишке льет.

Дед нарядился Фантомасом,

Устроил целый карнавал,

Чтоб внучек взял кусочек мяса,

Чтоб макаронину сжевал.

Я если б в детстве меньше ел,

Так сильно бы не растолстел!

Релаксация

После выполнения задания проводится физкультминутка для глаз.

«Вот через открытую форточку к нам залетела бабочка. Проследите глазами за ее полетом. Вот она полетела к двери, взмахнула вверх, подлетела к доске, опустилась вниз, на секунду приземлилась к вам на нос и вернулась к окну. Проводите ее взглядом в даль и откройте глаза.»

  1. VI. Подведение итогов урока

Я надеюсь на то, что вы выбираете здоровье, а значит выбираете будущее.

VII.Домашнее задание

  1. Придумать сказку о превращениях пищи в организме.

Литература:

Романов И.В., И.Б. Агафонова. Биология. Человек: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва: ДРОФА. 2010.

Кайраккызы А., учитель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*