Цели и задачи:
формировать умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных; формировать учебно-логические навыки, познакомить с профессией журналиста;
развивать речь, внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;
воспитывать любовь к природе, организованность, аккуратность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки, иллюстрации.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел опять звонок.
Ты готов начать урок?
Прилагательные ждут,
Их склонять тебя зовут!
— Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать над правописанием падежных окончаний имен прилагательных женского рода.
– Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
- Минутка чистописания
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)
— Угадайте, написание какой буквы мы сегодня повторим.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко. (Т т)
— Вспомните и запишите слова с непроверяемой безударной гласной на данную букву. Телефон, тепловоз, товарищ, топор, трактор.
— Составьте предложение со словом «Тепловоз»
По железной дороге быстро мчится новый тепловоз.
— Синтаксический разбор данного предложения.
III. Выборочное письмо.
– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.
— Послушайте текст:
Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка. Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.
– О чем он? (Этот текст о ручье.)
– Каждый ручей, как и речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством природы.
– Я сейчас буду диктовать вам предложения, вы найдете прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж, род.
– Проверка каждого словосочетания.
(Быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – -ий; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – -ый; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая.)
Березняка — разбор как часть речи.
Березняка — сущ. (чего).
Н.Ф. -березняк.
М.Р., 2 скл., мн. ч., Р.п.
Вт. член — дополнение.
Физминутка
— Тихо все на место сядем
И закроем глазки, вспомним все, что повторили
Без моей подсказки.
- Работа с учебником
– Журналист должен уметь работать с разной литературой. Откройте учебник на странице 142, упражнение 322.
– Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)
- Работа в парах
– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Каждый ученик имеет карточку с пропущенным окончанием, записываете словосочетание в тетрадь с новой строки с маленькой буквы в строчку, выделяете окончание, определяете падеж.
1 ряд 2 ряд
За красив… рекой от добр… феи
Хрустальн… туфельку пахуч… черемуху
В летн… юбке под ледян… струёй
Весен… листву о горн… реке
– По-очереди доказать, какое окончание напишете, если вы оба сомневаетесь. Работает редактор отдела, она поможет, подскажет и проверит ваши работы.
— В это время два человека у доски:
разобрать прилагательные по составу:
ранняя, прекрасный, душистое, весеннее
– Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым?
— Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Весна”.
Работа по группам:
1 группа — пишет текст самостоятельно.
2 группа – даны опорные слова: потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветер, свежий воздух, чувствуешь дыхание весны.
3 группа — Вставить прилагательные, подходящие по смыслу.
Светит ____________ солнышко. _________ снег остался только в тени. На __________ озерах треснул лед. Журчат ___________ ручьи. На березах надулись __________ почки.
Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.
— Задание для всех групп: подчеркните все орфограммы, которые встретились в первом предложении.
— Грамотная практическая работа невозможна без знания теоретического материала. Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном.
— Что такое имя прилагательное? Что означает? На какие вопросы отвечает?
— С какой частью речи связано имя прилагательное?
— Как правильно написать безударное окончание имени прилагательного?
- VI. Итог урока
– Какие задания у вас вызвали интерес?
– Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных?
– Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?
Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.
Сакенова А.К.,
Казанская средняя школа,
Айыртауский район
с. Казанка