Home » доклад » Профессиональное развитие учителя: современные методы и подходы

Профессиональное развитие учителя: современные методы и подходы

“Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”.

А. Дистервег

 На протяжении всей своей профессиональной деятельности у каждого работника образования существует возможность и необходимость постоянного изменения уровня своего профессионального развития. Разным этапам профессионально-педагогического становления соответствует разный уровень профессиональной компетентности. Чем выше уровень профессиональной деятельности педагога, тем более высок уровень его профессионального развития.

Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство в условиях глобализации, решение стратегических задач модернизации казахстанского образования в новых экономических, геополитических, социокультурных реалиях требуют его реформирования и серьезных изменений в области образования. Одна из главных задач современной системы педагогического образования — подготовка высококвалифицированного учителя, который сможет заложить основы новой педагогической практики, реализовать новую концепцию среднего образования в школе третьего тысячелетия.

Учителю принадлежит важная роль в выполнении намеченных задач по совершенствованию казахстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управлении образованием, а также интеграции в мировое образовательное пространство, развития образования с учётом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей Казахстана. В этих условиях на передний план выдвигаются профессиональная компетентность учителя, его способность постоянно учиться, его стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Реформы системы образования в Республике Казахстан, происходившие в течение последнего десятилетия, осуществлялись с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и дальнейшего развития всей системы образования в республике. Учитель новой формации — это духовно-нравственная, граждански ответственная, активно — созидательная, экологически образованная, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, стремлением к саморазвитию и самореализации, характеризуемая высоким уровнем сформированности методологической, исследовательской, дидактико-методической, социально личностной, коммуникативной, информационной и других видов компетентностей. Учитель должен ясно осознавать самоценность образования, в совершенстве знать собственный предмет, методику его преподавания, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические технологии и обладать мотивацией к развитию своей личности. Так же, как и многие сферы нашей жизни требуют выработки определенных требований, так и к учителю предъявляются определенные профессиональные требования. Без этих правил и требований учитель не сможет стать полноценным специалистом и быть конкурентоспособным, что сейчас является неотъемлемой частью нашей жизни.

В гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самопознания, самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении личности учителя. К.Д. Ушинский считал стремление к поиску человеком своего места в жизни врожденной потребностью, признавая, что от учителя и всей воспитательной системы зависят характер и результаты этого поиска.

Л.Н. Толстой видел сущность воспитания не в воздействии воспитателя на воспитанников, а в создании той атмосферы, той среды, в которой ребенок развивается, поэтому им упраздняется вопрос о воспитании и ставится вопрос о личности и образе жизни воспитателя, о его работе над собой. Убежденность в приоритетности личностного совершенствования над профессиональным и в необходимости разработки целой науки, направленной на самопознание и самосовершенствование воспитателя, проявляется в следующем высказывании Л.Н. Толстого: «Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главного внутреннего — работы каждого человека над своей душой, — может быть очень много. Надо искать их, обдумывать, прилагать, обсуждать… думаю, что это целая и важнейшая область науки воспитания себя для воздействия на детей».

Выдающийся педагог конца XIX в. П.Ф. Каптерев видел важнейшее условие становления учителя как свободного и самостоятельного деятеля в его работе над своим собственным развитием и усовершенствованием. По его мнению, учитель, стоящий в стороне от культуры, от трудов по её усвое­нию и личному совершенствованию, сам не развивающийся, не может содействовать развитию других и в личностном плане стоит значительно ниже ученика, находящегося в процессе постоянного поиска и работы над собой. Между тем сложившаяся логика педагогического образования выглядит подчас несколько абсурдно, поскольку мы учим заниматься воспитанием и образованием тех, кто сам не в полной мере воспитан и образован. Осознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития, самопознания и других «само-», овладение способами их осуществления— важнейшая задача будущего учителя .[4]

В современном образовании в соответствии с глобальными изменениями в общественном развитии отмечаются существенные изменения, определившие новые представления о профессионально-педагогической деятельности, а именно:

-рост значения человеческого капитала во всех сферах жизни общества повышает роль профессионального развития педагога, его системы ценностей и личностного потенциала;

-интеллектуализация всех сфер жизни человека требует от педагога использовать в профессиональной деятельности новейшие технологии, влиять на новое поколение силой примера, культуры, творчества;

-переход к информационному обществу означает выбор инновационного пути развития и ориентацию образования на развитие человеческих ресурсов.[1]

Если обратиться к педагогике, то профессиональное развитие здесь рассматривается как процесс решения профессионально значимых задач – познавательных, коммуникативных, морально-нравственных. В ходе этого процесса учитель овладевает необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств. Ученые, которые занимаются проблемой профессионального развития, отмечают, что развитие профессионала происходит в результате систематического усовершенствования, расширения и подкрепления спектра знаний; развития личностных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений (Е. Климов).[1] Именно поэтому профессиональное развитие в педагогике связывают не с формальностью или обязанностью, а образом мышления, полезной привычкой. В связи с этим, в последнее время говорится о необходимости профессионального развития в течение всей жизни. Учитель должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате чего учитель овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.

Один из уровней непрерывного педагогического образования включает прохождение краткосрочных и долгосрочных курсов при институтах повышения квалификации, при независимых консультативных группах, при местных органах образования, при школах.

Подготовка и повышение квалификации работников образования по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) является одной из важнейших задач информатизации образования. Без достижения учителями должной квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе и средства, вкладываемые в техническое оснащение школ, подключение их к компьютерным сетям, создание электронных учебных материалов не приносят должной отдачи. Учителю необходимо иметь возможность повысить квалификацию по компьютерным технологиям, уровень которых соответствует потребностям современной школы. В основном формы повышения квалификации учителей по ИКТ, используемые в настоящее время, достаточно традиционны. Несмотря на появление новых форм и технологий обучения, наиболее эффективной остается очная курсовая подготовка. Ее дополняет самообучение в коллективе учителей своей школы.

Можно выделить три этапа самообучения:

  1. первичное ознакомление с компьютером, операционной системой и офисными технологиями
  2. углубленное изучение отдельных информационных технологий (сетевых, создания презентаций и др.)
  3. освоение ИКТ применительно к профессии учителя.

Точка зрения, что учитель, умеющий работать с компьютером на уровне обычного пользователя, сам научится применять его на уроках, представляется чрезмерно оптимистичной. Успешность и эффективность применения компьютерной техники в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель мотивирован на использование компьютера, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, может определить место информационно-коммуникационных технологий в методической системе преподавания предмета. В этой связи является чрезвычайно важным обучение учителей эффективно пользоваться имеющимся виртуальным инструментарием для самостоятельного проектирования учебного процесса. Информацию для разработки методических и дидактических материалов можно найти на сайтах  информационно-образовательной сети.[2]

Участники образовательного процесса должны получить доступ к информационным ресурсам на различных носителях, в том числе и к сети Интернет. В связи с этим в каждой школе необходимо создать условия для повышения квалификации учителей, обеспечить их индивидуальную творческую деятельность, организовать работу по методической поддержке в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.[2]

Одним из наиболее распространенных путей непрерывного профессионального развития становится формирование сообществ профессионалов-учителей, совместно решающих общие проблемы и развивающих свои компетенции.

Главной задачей таких сетей является внутрисетевой обмен практическими знаниями, накопленными учителями в течение своей педагогической деятельности. Данный процесс называется интерактивным профессиональным развитием. Деятельность педагога в профессиональном сообществе проявляется через мастер-классы, открытые уроки, выступление на семинарах школьного и районного, областного уровня с темой самообразования, участие в анализе новых УМКа, встречах с методистами издательств и авторами учебников и учебных пособий. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития педагога определяется как целенаправленная проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учителю позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении поддержки методическим объединением его профессионального самоопределения и самореализации.

Итак, профессиональное развитие педагогов должно осуществляться через систему дополнительного профессионального образования (курсовую и межкурсовую подготовку) и систему методической работы, организованной в образовательном учреждении. И в том, и в другом случае должно происходить мотивирование педагога на осознание необходимости постоянного профессионального саморазвития. В своё время А. С. Макаренко, отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, — это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение.[3] Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу только при условии целенаправленной работы над собой с учетом собственного практического опыта. Именно труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологий деятельности становится источником педагогического мастерства как сплава личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

 

Ермагамбетова Алмагуль Калидуллаевна,

начальник отдела методического

обеспечения инновационного развития

ФАО «НЦПК «Өрлеу» И ПК ПР

 по Атырауской области

 

Литература:

1.Мижериков В.А.,Ермоленко М.Н.//«Введение в педагогическую деятельность ( глава 4.6.Профессиональная компетентность и умения педагога)»

2.Горячкина И.В.// «Управление профессиональным развитием педагогических работников в муниципальной системе образования» (магистерская диссертация УО (образовательная программа).

3.Плотникова С.В. //»Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований»

4.С.К. Кабиева // «Влияние курса «Самопознание» на формирование профессионально значимых качеств будущего педагога . Журнал: Вестник КарГУ 3/2015

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*